Игры для коррекции нежелательного поведения у младших школьников

Смирнова О. С., учитель-дефектолог ГБОУ школы-интерната № 67

Нежелательное поведение – это поведение, противоречащее общепринятым нормам.

Как проявляется нежелательное поведение?

  1. Агрессия (на себя – укусы, вырывание волос; на других – удары, щипание, ругательство; на предметы – разбрасывание, битьё посуды).
  2. Аутостимуляция (махи руками, прыжки, стук).
  3. Стереотипия (выстраивание предметов, пристрастие к одной одежде).
  4. Социально неприемлемое поведение (крик, раздевание в публичном месте, есть несъедобное).

Чего хочет добиться ребенок нежелательным поведением?

  1. Доступ к желаемому предмету или действию.
  2. Прекращение нежелательного стимула или действия.
  3. Привлечение внимания.
  4. Получение сенсорных ощущений (аутостимуляция).

Алгоритм работы с нежелательным поведением для педагогов:

  1. Поощряем отсутствие нежелательного поведения.
  2. Не подкрепляем (не даем добиться желаемого таким поведением).
  3. Перенаправляем и видоизменяем действия ребенка (если ребенок прыгает – делаем физкультминутку с прыжками).
  4. Учим просить желаемого социально приемлемыми способами.
  5. Если ребенок избегает чего-то, то «подаём» это маленькими порциями и хвалим за отсутствие нежелательного поведения.
  6. Во время нежелательного поведения не смотрим на ребенка и не говорим ему ничего. Когда он успокаивается – хвалим.

Педагогу необходимо тренировать и подкреплять желательное поведение ребенка, а нежелательное поведение ослаблять и видоизменять.

Выстраивая взаимоотношения с гиперактивными детьми, следует тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка большая потребность в двигательной активности, попытаемся научить его выплескивать энергию приемлемыми способами.

При работе с детьми с признаками социально неуверенного поведения важным является создание специальных ситуаций, помогающих актуализировать стремление неуверенного ребенка к проявлению активности, которое в обычных условиях подавляется страхом неуспеха в деятельности и боязнью установления контактов. Воздействие, направленное на развитие социальной уверенности у ребенка, должно быть наполнено эмоциональностью.

У медлительных детей развиваем групповую сплоченность, формируем социально-коммуникативные умения. Раскрываем перед ребенком возможности самостоятельного решения проблемной ситуации. Избегаем при оценке поступка ребенка негативных личностных суждений, развиваем позитивный образ «Я» и формы уверенного поведения.

В своей работе с детьми с нежелательным поведением я применяю следующие игры.

Волшебный мешочек

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: мешочек с завязками.

Если ребенок говорит плохие слова или возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «волшебным мешочком». Предложите ребенку поместить в это мешочек плохие слова (плохое настроение) и завязать мешочек, чтобы они из него не выбрались. «Волшебный мешочек» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Если ребенок длительное время не пользуется помощью волшебного мешочка, то его можно похвалить и посмотреть, какой подарок приготовил ему мешочек (заранее положить в него небольшой сюрприз).

Правила поведения

Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе, создание нормативной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе, воспитанию уважения к личности и её правам, развитие культуры поведения и навыков общения.

Предлагаем детям записать правила поведения, затем обсуждаем написанное и формулируем общие правила поведения для класса. Правила распечатываем и вывешиваем в классный уголок.

Тух-тиби-дух

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Сообщаем детям секретное волшебное слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее: начать ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только захочется поговорить, остановиться напротив одного из участников, посмотреть ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнести волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжать ходить по комнате. Время от времени останавливаться перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносить это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед тобой. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Подними штангу

1) Цель: расслабить мышцы спины.

Мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола и на вытянутых руках приподнимите её. Вам очень тяжело. Сделайте выдох, бросьте штангу на пол, отдохните.

2) Цель: расслабить мышцы рук и спины.

Теперь возьмём штангу полегче и постараемся поднять её над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Вы чемпионы! Поклонитесь зрителям.

Запрещенное движение

Цель: развитие внимания, памяти, крупной моторики; дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм

Перед началом игры устанавливается движение (несколько движений) которые запрещено повторять — запрещенные движения. Ведущий начинает делать движения, которые должны повторить играющие, кроме тех, что запрещены. Участник, выполнивший запрещенное движение, получает штрафное очко или выбывает из игры.

Снежный бой

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный снежок. Разделить детей на две команды,  каждая из них выстраивается в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. Между командами разделительная линия, которую нельзя  пересекать. По команде ведущего все начинают бросать снежки на сторону противника. Команда для начала игры: “Приготовились! Внимание! Начали!”.  Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить снежки, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп!”, надо прекратить бросаться снежками. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше снежков на полу.

Покричим-постучим

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

По сигналу учителя (хлопок в ладоши, звон колокольчика) дети начинают кричать и топать ногами. Когда звучит сигнал: «Стоп!», все должны замереть и сидеть тихо.

Пиктограммы с эмоциями

Цель: знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Оборудование: пиктограммы с эмоциями.

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. На столе лежат пиктограммы различных эмоций картинкой вниз. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.

Настроение

Цель: осознание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Оборудование: пиктограммы с эмоциями.

Детям в начале и в конце рабочего дня предлагается выбрать пиктограмму с эмоцией, которая соответствует настроению и объяснить свой выбор. В конце дня обсуждаем изменилось ли настроение ребенка и почему.

Ромашка настроений

Цель: развитие умения описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Оборудование: вырезанные сердцевинки и лепестки ромашек разных цветов.

Детям предлагается выбрать лепесток, цвет которого отображает его настроение на данный момент, и приклеить его к сердцевинке. Каждый ребенок может в течение недели приклеивать лепестки к своей личной сердцевинке, а в конце недели все ромашки приклеить на одно общее поле. Можно делать ежедневно ромашку настроений класса – дети приклеивают свои лепестки к одной сердцевинке, и в конце каждого дня прикрепляют  её на поле.

Беседа по картинкам

Цель: осознание социально приемлемого поведения, расширение поведенческого репертуара, нравственное развитие личности.

Детям показывают сюжетные картинки с изображением различных поступков и предлагают:

  • найти картинку с изображением плохого поступка и объяснить свой выбор;
  • найти картинку с изображением хорошего поступка и объяснить;
  • обсудить, как следует поступать в данной ситуации;
  • придумать рассказ-продолжение.