Шипалова Е.М., заместитель директора по УВР ГБОУ № 604
Гайша И.В., заместитель директора по УВР ГБОУ № 604
Чертушкина Н.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604
Беленович О.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604
Буевич О.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604
Гараева О.К., учитель начальных классов ГБОУ № 604
Что такое гражданско-патриотическое воспитание? Конечно же, в его основе лежит уважение к своей стране, ее истории, традициям и культуре, семье, природе и родному краю. Данное направление воспитания сейчас является основным в современной школе. Это обусловлено тем, что обществу необходимы широко образованные, высоконравственные и высокоморальные люди, любящие свою Родину, обладающие как знаниями, так и положительными личностными качествами.
К.Д. Ушинский писал: «…как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более чем заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повседневным явлением. Этому способствовало немало факторов: усиленное насаждение средствами массовой информации мнения об ошибочном пути развития России, искажение и фальсификация ее истории, длительный поиск содержания новой государственной идеологии и механизмов ее реализации. Кроме того, в новых условиях ещё не достаточно осмыслены традиции и не накоплен в достаточной мере опыт патриотического воспитания в школе. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня гражданско-патриотического воспитания, прежде всего, подрастающего поколения страны. В словаре В. Даля обозначен смысл слова «патриот»: «Патриот – это отчизнолюб, отечественник, ревнитель блага для оного. Патриоты – добротворящие Российскому царству». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Известно, что в формировании патриотизма приоритетное значение отводится социальным институтам, и, прежде всего, – семье и школе. Причем, за профессиональными педагогами в этом процессе закреплена ключевая роль. Педагоги, исходя из своего общественно-профессионального статуса, призваны воспитывать у школьников чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Очевидно, что роль школы в решении этой задачи невозможно переоценить.
Особенно актуальным становится вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения среди младших школьников. Школьники младшего школьного возраста находятся в периоде интенсивного развития личности, поэтому педагоги именно этот возраст рассматривают, как наиболее благотворный для формирования патриотизма и гражданской позиции. Младшие школьники отличаются эмоциональностью – их поступки во многом определяются чувствами, которые и выступают в качестве мотива поведения. По мнению Н.А. Ивашкиной, «…патриотические чувства начинают складываться в младшем школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний».
В нашей школе основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Осуществление патриотического воспитания в школе предполагает целостность и преемственность, реализацию его как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Поэтому мы стали часто применять методику, которую мы назвали «День одной темы». Суть этой методики следующая: на внеурочной деятельности, а также в группах продленного дня детям предлагается посмотреть фильм (или отрывок из фильма), например, о Великой Отечественной войне, а дальше на всех уроках в этот день задания строятся «вокруг» этого фильма. Это позволяет фактически целый день так или иначе обсуждать данную тему, благодаря чему дети глубже в нее погружаются, проникаются и осмысливают ее.
Такой прием был показан учителями начальных классов ГБОУ № 604 на Петербургском международном образовательном форуме-2023 в рамках мастер-класса «Маленькие герои большой Войны (по сюжету фильма «Солдатик»)». Педагоги показали, как можно пронести этот сюжет через уроки литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии, ОРКСЭ, а также через внеурочную деятельность, формируя функциональную грамотность. Тем самым мы показали, как на одной теме на разных уроках и внеурочных занятиях можно формировать гражданско-патриотическую позицию младших школьников.
Подводя итог, хочется отметить, что в современных условиях работа по гражданско-патриотическому воспитанию предполагает, с одной стороны, творческое применение накопленного опыта, а с другой, – инновационный подход в реализации содержания гражданско-патриотического развития личности.