Достучаться до каждого сердца

Музейный урок

Мещерякова М.Н.,, руководитель школьного музея ГБОУ школа № 335
Порхун Н.В., руководитель школьного музея ГБОУ школа № 335

Музейный урок раздвигает рамки образовательного пространства и открывает дополнительные возможности для создания у детей эмоционально-ценностного отношения к окружающему их миру. Пониманию сложных исторических процессов, происходящих сегодня, помогают произведения искусства: художественные тексты, картины художников. Их осмысление даёт опору современному человеку, находящемуся на распутье. Особенно важно это школьникам, только накапливающим свой социальный опыт. Поэтому необходимо, чтобы во время формирования личности ребёнка рядом с ним находились квалифицированные педагоги, способные к глубокому анализу исторических событий, профессионально умеющие донести до него сложную историческую информацию.

Особенно остро это удалось почувствовать после начала СВО. Наше общество неоднородно по своему социальному и экономическому составу, по образованию, и также неоднородно его отношение к выше указанным событиям. Еще в начале ХХ века кайзер Германии заметил, что войны выигрывают не военные, а школьные учителя. Любовь к Родине воспитывают они же. На примерах из жизни соотечественников, оставивших нам в наследство нашу культуру, внесших неоценимый вклад в развитие мировой культуры мы показываем нашим воспитанникам, что жизнь и политические взгляды у людей могут быть разными, а вот Родина у нас одна. Мы объясняем на своих уроках, что к одним и тем же историческим событиям разные люди относятся по-разному.

После революции 1917 года многие жители России покинули страну. Кто-то оказался в первой и второй волнах эмиграции, кто-то был выслан властями на Философском пароходе, кто-то пытался повернуть историю вспять, а кого-то повернула история, вынудив к эмиграции.

Великие деятели национальной культуры покидали страну, будучи несогласными с новой большевистской властью, но в трудную годину, зарабатывая деньги гастролями по Европе и Америке, никогда не поливали грязью ни свою страну, ни ее жителей. Сегодня времена изменились. Понауехавшие не молчат. Друг перед другом стараются оскорбить страну и народ. Русская интеллигенция в ХХ веке в дни тяжелых испытаний отправляла деньги на Родину для борьбы с фашистами.

Поставленный перед необходимостью покинуть Родину в 1926 году А.Н. Бенуа эмигрировал во Францию. Художник разочаровался в новой власти, в новой идеологии искусства и не смог смириться с продажей коллекции Эрмитажа. В эмиграции он продолжает писать картины. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, а также забота об охране памятников старины всегда были для А. Бенуа самым драгоценным в его жизни. В 1942 году в Париже он издаст альбом с акварелями Петергофа. После Великой Отечественной войны их используют реставраторы для восстановления разрушенных павильонов в парках Петродворца.

В середине января 1918 года, выехав из России, С. В. Рахманинов отправился в Данию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией. Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами, поэтому вновь стал играть на фортепиано и выступать с концертами. Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи. Отрицательно относясь к советской власти, Рахманинов тосковал по утраченной старой России, известие о нападении Германии на СССР произвело на него огромное впечатление. В годы Великой Отечественной войны он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам также внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское посольство, хотел поехать на Родину незадолго до смерти.

Обо всем этом мы рассказываем на музейных уроках. В этом году после участия наших детей в акциях «Окопная свеча», «Подарки медикам», «Поздравления воинам СВО» мы получили от начальника Пушкинского госпиталя Мурсалова А.У. в подарок возможность открыть в школе временную выставку «Героика в произведениях Н.К.Рериха».

Удивительна и непроста судьба этого человека. Художник предвидел ход мировых событий и исходы мировых войн, во времена которых ему пришлось жить. Предвидя войну с Германией, Рерих посвятил ратному подвигу русского народа множество картин и статей, где писал: “Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять”. В произведениях этого периода живописец проводит параллельную черту между «героикой старины глубокой» и войной, шагнувшей на порог современного ему мира. В его работах звучат как напоминание и предостережение, что всегда нужно помнить об уроках истории, ибо «история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».

Когда гитлеровские войска оккупировали многие территории СССР, Николай Рерих обратился к своим сотрудникам с просьбой послужить делу взаимопонимания народов двух держав — России и США. В 1942 году в Нью-Йорке была создана Американо-русская культурная ассоциация (АРКА). Среди активных сотрудников были Эрнест Хемингуэй, Рокуэлл Кент, Чарли Чаплин, Эмиль Купер, Сергей Кусевицкий, П. Геддас, В. Терещенко. Деятельность ассоциации приветствовали учёные с мировыми именами Роберт Милликен и Артур Комптон. Еще в 1941 году, задолго до победного перелома, художник предрекал окончательное поражение нацистской Германии. В своих дневниках 10 июня 1941 года он напишет: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!».

В Листах дневника от 4 февраля 1943 года читаем: «В истории запечатлены прекрасные примеры, как были поражаемы враги русского народа. Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие постепенно отстукивались на разложении стран, поднявшихся против России. И об этом можно написать целую поучительную книгу. И другая книга должна быть написана – о том, как великодушно, геройски вставал весь русский народ на защиту Родины. Самые многочисленные враги земли русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением русского народа».

Художник, всем сердцем переживающий за судьбу Родины, неоднократно организовывал экспозиции своих работ с целью их продажи в пользу Советской армии. Несколько раз он обращался к советскому правительству и лично к Сталину с просьбой о разрешении вернуться на родину. В 1947 году он снова написал прошение, но смерть помешала ему узнать об очередном отказе.

Его произведения пронизаны бесконечной, всепронизывающей любовью к Родине. Мастер передает свое виденье мира через яркую палитру красок, четкий, почти графический, рисунок. Его картины завораживают, погружают в волшебный мир, наполненный силой созидания, верой в победу. Особое отношение  автора к традиционным ценностям прослеживается через обращение к православной теме. Служение Богу только на Руси могло вызвать отклик в сердцах православных.  А люди, которые несли слово Божье, благославляя воинов на ратный подвиг, на защиту Отечества, причислялись к лику святых.

Продолжаем музейный урок. Мы  обращаемся к нашим детям с просьбой найти слова, которыми они могли бы выразить то, что увидели и услышали. Перестали скрипеть кресла, замолчали ребятишки, тихо тикали часы на стене, изредка слышался скрип ручек… Что вынесли дети с урока?

 Даша: «Красота – родная душа. Красота – это вера и стремление к лучшему».
 Матвей: «Жизнь – это река, по которой ты плывешь, в которой есть преграды. Мы верим в вас. Вы будете жить, солдаты русские. Вы – красота, которая нас спасает».
Аня: «Любовь к жизни превозмогает все невзгоды. Любовь – это маленькое зернышко, заложенное в нас. Если любишь, оно прорастет».  
Иван: «Картины, написанные великим художником, сохраняют историю».
Софа: «Жизнь – это умение работать над собой».
Маша: «Надо следовать за своей мечтой, несмотря на преграды».
Аркадий: «Сила за правдой».
Ярослав: «Иди туда, куда зовет душа».
Филипп: «Я понял, что нужно идти до конца».
Илья: «Ищи себя, где хочешь, но не забывай, кто ты».
Кира: «Люби Родину несмотря ни на что. Что же сподвигло человека писать картины, когда его не признавала власть?»
Лена: «Чтобы не стать глупыми созданиями с промытыми мозгами, нужно учиться, изучать историю, любить Родину и не предавать её».

Заканчиваем урок такими словами:

С высока её недруг судит,
Предъявляя смертельный счет,
А Россия была и будет,
А Россия не пропадет.
Заведут в гнилое болото,
И укажут ей ложный брод,
Там погибла целая рота,
А  Россия не пропадет.
Хороша – и берут завидки,
Через черный нагрянут ход,
Оберут Россию до нитки,
А  Россия не пропадет.
Мир, как бомба во зле взорвется,
Будет всем в аду горячо,
А Россия сама спасется,
И врагу подставит плечо.
Н. Рачков

Благодарим ребят. Надеемся, что достучались. Звенит звонок. Притихшие, они не спешат покинуть стены музея…