Стрункина Е. Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа-интернат № 67
Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.
Ушинский К. Д.
Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем – не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Сегодня недостаточно научить ребенка просто читать. Научить его читать правильно, эффективно, продуктивно – важная задача образования. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией, на что и обращает внимание обновлённый ФГОС.
В педагогической практике формирования и развития читательской грамотности наиболее частыми проблемами являются:
- низкая скорость чтения;
- непонимание смысла прочитанного из-за ошибок в понимании контекста, отдельных слов или частей текста;
- неумение извлечь необходимую информацию из предложенного текста (выборочное чтение);
- затруднение в кратком пересказе содержания.
Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают ключевыми компетенциями читательской грамотности.
Оценка уровня развития читательской грамотности (исследования PISA) проходит с опорой на текст, при работе с которым учащемуся необходимо:
- находить;
- извлекать;
- интегрировать;
- интерпретировать;
- осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Чтобы выявить уровень сформированности читательской грамотности, необходимо соблюдать требования к предлагаемым текстам:
- информационная насыщенность и разнообразие материала;
- отсутствие привязанности к содержанию конкретных образовательных областей;
- соответствие возрастным особенностям школьника;
- соответствие читательским и жизненным интересам школьника.
Успех формирования читательской грамотности обучающихся во многом зависит от умелого сочетания традиций и новаций в образовании. Какую бы технологию ни выбрал учитель при формировании читательской грамотности, необходимо помнить, что художественное произведение – это «союз волшебных звуков, чувств и дум». Каждый текст может рассматриваться как источник информации о своем времени, как воплощение определенной системы взглядов, нравственных принципов и идеалов и – обязательно – как прекрасное творение человеческого духа.
Это и смысловое понимание прочитанного, и умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, данную в неявном виде, выбирать из текста предложения по заданию, уметь выразить свое мнение – всё эти аспекты у детей ЗПР вызывают затруднения.
На разных этапах занятий при реализации программы внеурочной деятельности можно использовать следующие приёмы:
1) «Верные и неверные утверждения»: учащимся предлагаются несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на собственный опыт, выбирают верные. Таким образом, дети настраиваются на изучение темы, выделяются основные моменты.
Например, игра «Верно-неверно» (к уроку русского языка по теме “Текст. Основная мысль текста” 5 класс). Зачитываются утверждения по теме урока, а задача ребят ответить «верно» или «неверно».
- Текст – это слово, которое мы часто слышим и произносим (неверно).
- Текст – это речевое произведение, состоящее из предложений, связанных между собой по смыслу (верно).
- В тексте раскрывается какая-либо тема, он подчинен основной мысли (верно).
- Ведущий тип речи любого текста – описание (неверно).
- Описание, повествование, рассуждение – основные типы речи текста верно).
- Тексты бывают разговорного, научного, художественного стиля (верно).
- Основная мысль – это утверждение, предполагающее доказательство (неверно).
- Основная мысль – это то, из-за чего написан текст, она передает отношение автора к изображаемому (верно).
- Основную мысль надо формулировать только самим (неверно).
- Основная мысль текста может находиться в заголовке, в одном из предложений текста, ее можно сформулировать самим (верно).
2) «Путаница»: отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.
3) «Толстые и тонкие вопросы»: таблица «толстых и тонких» вопросов может быть использована на любой из стадий занятия. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (фактический ответ), в другую – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).
4) «Чтение с остановками»: учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или самими учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы. Например, эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности: выделение главной мысли текста, нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения, составление плана произведения, подбор пословиц к произведению, нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д.
Таким образом, читательские умения взаимозависимы: невозможно какие-либо единицы информации связать между собой и истолковать, пока они не будут извлечены из текста; невозможно осмыслить и оценить сообщение текста, пока единицы его информации не будут связаны между собой и истолкованы. Вне зависимости от уровня читательской грамотности, учащиеся имеют возможность продемонстрировать определенный уровень владения каждым читательским умением, любого уровня компетентности.
Работа с текстами предполагает освоение приёмов чтения, извлечения необходимой в каждой речевой ситуации информации, формирование умения задавать различные вопросы к тексту, интерпретировать текст, строить суждения и высказывания на основе прочитанного, создавать схемы, таблицы, а затем преобразовывать их в самостоятельные тексты. Итоговой работой учащихся является создание текстов мини-экскурсий по Павловску, представление одной и той же информации разными способами.
Работа с текстами – их чтение, осмысление содержания, нахождение, интерпретация информации, содержащейся в них, – основной вид работы на занятиях внеурочной деятельностью по развитию читательской грамотности учащихся основной школы. Умение работать с текстами необходимо при выполнении заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и при подготовке к устному собеседованию в 9-м классе.