Рябченко Т.Д., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 12, № 29
Пустовая В.В., педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 29
Приближается то время, когда дошкольники будут носить гордое звание первоклассников. В связи с этим у родителей возникает масса волнений, переживаний и вопросов: где и как подготовить ребёнка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой и т.д.
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения.
В литературе существует множество классификаций готовности к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический и психологический аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.
Физиологическая готовность к школе означает, что будущий первоклассник должен быть готов к обучению в школе физически. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения, умения правильно держать карандаш/ручку, а также при поступлении в первый класс ребёнку нужно знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.п.
Психологическая готовность к школе включает в себя три компонента: интеллектуальную, личностную/социальную и эмоционально-волевую готовность.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка сформирован определённый запас знаний о себе и окружающем мире;
- он умеет ориентироваться в пространстве и стремится к получению новых знаний;
- развитие его памяти, речи и мышления соответствуют возрасту.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- у ребёнка развиты коммуникативные навыки: он умеет общаться со сверстниками и взрослыми, в общении не проявляется агрессия;
- ребёнок адекватно реагирует на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие в пределах нормы, ребёнок понимает, какие поступки хорошие, а какие плохие;
- принимает поставленную педагогом задачу, уточняя неясные моменты, а после выполнения адекватно оценивает свою работу, признаёт свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- ребёнок понимает, почему он идёт в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Одним из самых простых методов определения готовности к школе является «Филиппинский тест школьной зрелости», и также специалисты обращают внимание на то, сколько молочных зубов выпало у ребенка и выросло постоянных.
Впереди у нас есть три летних месяца. За это время ребята смогут хорошо отдохнуть перед школой, а у родителей есть возможность помочь детям подтянуть те направления, которые у них недостаточно сформированы. На основании своего опыта могу сказать, что перед школой родители все усилия прикладывают к тому, чтоб научить ребенка читать, писать и считать. Я бы рекомендовала обратить внимание, в первую очередь, на формирование опорно-двигательной системы – развитие здорового скелета ребенка с помощью упражнений. Именно благодаря наличию нормальной костной основы и скелетной мускулатуры обеспечивается нормальное развитие детей. Ведь как трудно первокласснику высидеть за партой 45 минут урока, какая это нагрузка!
Рекомендации родителям будущего первоклассника
- Ребёнок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
- Учёба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
- Следите за распорядком дня, чтобы ребёнок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги перед сном.
- Наблюдайте, как ребёнок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. В 6-7 лет должно быть сформировано умение управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.
- Если ребёнок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребёнка к тому, чтобы он в течение 15-20 минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
- Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, не пустите его гулять и т.п.
- Обеспечьте ребёнку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
- Рассказывайте ребёнку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
- Формируйте у ребёнка положительное отношение к школе, говорите, что у него там будет много друзей, ему там будет очень интересно. Не пугайте его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
- Старайтесь интересоваться школьными событиями ребёнка, ненавязчиво расспрашивайте его о том, как прошёл его день.
С того момента, когда дошкольник впервые переступит порог школы, начнётся новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостных моментов и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе.
Мы, педагоги-психологи, готовы помочь при возникновении трудностей. Обращайтесь.