Калиновская Е.А., педагог-организатор ГБОУ школа № 257
Основа существования любого детского объединения – интерес и общее дело!
Ребята проявляют себя в том, что им интересно. Моя основная задача как руководителя – вовремя увидеть заинтересованность и дать возможность её воплотить! Я учу ребят тому, что лидер – это ты сам, когда развиваешь себя в том, что интересно, а не тот, кто всеми руководит. Такая методика имеет много положительных результатов. Ведь многие дети стесняются вступать в объединения, так как думают, что там место только для активных, быстрых, разговорчивых!
У нас все ребята – лидеры. Ребята по очереди назначаются ответственными за конкретные дела, а это значит – каждый будет определять основные задачи для реализации, распределять обязанности, следить за исполнением. Интересно наблюдать, как те, кто вначале только рисовал или фотографировал, сейчас уже уверенно и активно выражают себя в школьных активностях.
Я не разделяю ребят по направлениям, так как считаю, что они имеют право попробовать всё для получения опыта и выбрать свое направление в дальнейшем, развивая и оттачивая навыки.
Так, ребята однажды проявили инициативу и решили проявить заботу о старшем поколении. Они составили список дат, которые подходили к этому поводу. Варианты помощи предлагали разные. Хочется отметить, к моему приятному удивлению, что сбор помощи значился одним из последних в списке. Я отметила желание ребят помогать напрямую. Мы вместе попробовали обратиться в Фонд «Старость в радость». Ребята придумывали и записывали «поддерживающие» или поздравительные видео и отправляли через фонд подопечным. Однако эта инициатива угасла в связи с отсутствием обратной связи от тех, кому были адресованы обращения. Затем мы стали организовывать в школе сбор подарочков, открыток, вкусных угощений и передавать их в Фонд «Весна» города Пушкин. Ребята сами активно рисовали листовки о сборе, проводили агитации по классам, помогали формировать и сортировать всё собранное. В какой-то момент я решила передать наш сбор напрямую в социальный дом. Так мы познакомились с его руководителями и обговорили возможность встречи подопечных социального дома с ребятами.
Ребята откликнулись с интересом на возможность приехать и познакомиться с обитателями социального дома. Мы долго готовили программу, подбирая и разбирая каждую игру или активность.
В современном мире стало очень много дистанционного – конкурсов, фестивалей и так далее. Дети с легкостью участвуют в таких конкурсах и всероссийского и международного уровня, но, к сожалению, не всегда задумываются, а что же они сделали? Всё имеет высокий статус, но не оставляет эмоционального следа, ощущения значимости, важности.
А тут я наблюдаю, как дети смотрят видео про бабушек, изучают музыку, которая может подойти именно им, подбирают активности в соответствии с ситуацией! Ценно, что этим мероприятием были охвачены многие ребята, хотя понимали, что смогут поехать только четверо.
Мы волновались, а нас ждали! И это сразу ощущалось! С первых минут девчонки поняли разницу проведения школьных мероприятий, когда вас разделяет сцена или монитор. А тут – взаимообмен эмоциями, волнением, желанием друг другу помочь, поддержать, поделиться интересным.
Ценность и важность таких мероприятий велика. Та самая связь поколений ощущалась во всём! В разговорах, совместном пении и танцах. Для пожилых людей общение со школьниками, как глоток свежего воздуха. И для юного поколения очень важно понимание старости, уважения, принятия мира в полном его спектре.
Эта встреча для каждого ребенка стала ярким воспоминанием. Они обсуждали, что такое социальный дом, как туда попадают старики, все ли в старости будут такими, как важно заботиться о конкретных людях именно сегодня, ведь завтра можно не успеть!
Эти важнейшие темы обсуждались не на уроке, не в рамках «Разговоров о важном» и так далее, а по факту непосредственного участия и соприкосновения. Даже небольшой подарок от одной из бабушек теперь хранится на стенде объединения, и ребята им гордятся.
Когда нас попросили приехать ещё раз – это был день общешкольного концерта, все заняты; наши возможности провести мероприятие в социальном доме казались минимальными. Но всё получилось! Я горжусь ребятами и буду всегда отстаивать силу живых эмоций! Они сами распределились, кто кого подменит в школе, кто возьмет на себя функции съемки и фото концерта, убедили меня, что мы сможем даже вчетвером провести полноценный концерт для обитателей социального дома и гостей.
Конечно, передать эмоции сложно, их можно почувствовать! Конечно, нам были рады, нас узнали, концерт вызвал массу положительных эмоций.
А для меня важно, что эти ребята забудут многие школьные выступления, но этот концерт, когда тебе даже не в глаза, а в сердце смотрит столько глаз, запомнят навсегда! Когда то, что сделал – важно и значимо не только для тех, кто нуждается в заботе и помощи, но и для тебя самого!
Мы развиваем детей и современное образование, но порой становимся «штамповочным цехом» по производству мероприятий и Акций. Чтобы не очерстветь и сохранить главные человеческие ценности в нашем будущем – уважение, сострадание, душевную щедрость и доброту, нужно чаще детям давать возможность видеть эту жизнь такой, какая она есть и принимать в ней участие.
Ссылки на фотографии и посты из школьной группы: