Чистова З. В., воспитатель ГБДОУ № 29
Отгремел праздничный салют, смолкли парады – 78 лет страна помнит и будет помнить Великую Победу, подвиги своих дедов, прадедов и прапрадедов. В каждой семье есть свой герой. Как маленькому ребенку рассказать о том, что такое война, что же все-таки за праздник такой День Победы? Почему важно знать и помнить о нем, чтить память павших героев? Для меня и моей семьи этот праздник особенный. Я много лет участвовала в реконструкциях, парадах, мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Мне удалось пообщаться с Беляевым Николаем Михайловичем – одним из последних участников штурма Рейхстага. Я приобщаю к этому Дню и своих двух детей. Работая воспитателем в саду, стараюсь рассказать своим воспитанникам, насколько важен этот день для нашей страны.
Дети лучше воспринимают информацию через визуализацию. В последние годы 9 мая ассоциируется у ребят с салютом, маршем, большим количеством военной техники и людей в форме. То есть напоминает обычный утренник с тематическим антуражем.
Это приводит к тому, что значимое событие приобретает элементы отдаленного эха.
Дети — наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Поэтому ребенка нужно ввести не только в атмосферу празднования, но и показать глубинный смысл Победы. Сделать это следует аккуратно, чтобы не травмировать неустойчивую детскую психику.
Многие родители, начиная разговор о Дне Победы, не знают, что следует рассказать, а о чем лучше промолчать. Дети будут более вовлечены в тему, если это касается их семьи. Покажите старые фотографии героев-родственников, сопровождая просмотр рассказами не только о подвигах и заслугах, но и о голоде и потерях. В зависимости от возраста ребенка и его впечатлительности необходимо дозировать информацию. Лучше начинать рассказ об исторических событиях на примере истории своей семьи, о жизни прабабушек и прадедушек в довоенное, военное и послевоенное время. Подкрепляя рассказы изучением фотографий. Конечно, не стоит вдаваться в подробности страшных испытаний, выпавших на их долю. Следует сделать акцент на их стойкости, самоотверженности, героизме, мужестве, бесконечной вере в победу и справедливость.
Как развить интерес у ребенка к этой теме? Можно посещать разнообразные музеи, интерактивные экспозиции, смотреть советские и современные фильмы. Но необходимо учитывать восприятие детей разного возраста и подбирать наиболее подходящее. Разговаривая с детьми о Дне Победы, обсуждая события минувших лет, мы воспитываем в детях любовь к своей стране и стремимся предотвратить повторение этих трагических событий.
Проживая и работая в городе Пушкин, нельзя не отметить, что наш город – город Воинской Славы. Вы можете рассказать детям, прогуливаясь по паркам и улицам, в честь кого они названы и какие памятники здесь есть.
Улица Генерала Хазова. Название было присвоено 15 мая 1965 года в честь генерал-лейтенанта И. В. Хазова, командира 110-го стрелкового корпуса, руководившего освобождением Пушкина и Павловска в 1944 году во время Великой Отечественной войны.
Памятник героям-ополченцам г. Пушкина. В центре Александровского парка, на перекрестке двух аллей, установлен выполненный из бетона памятник, посвященный героям 76 и 77-го истребительных батальонов, сформированных в Пушкине, встретивших первый бой с немецко-фашистскими войсками 16 февраля 1941 года. В рядах батальонов было много преподавателей и студентов Ленинградского сельскохозяйственного института (г. Пушкин). Комиссаром 76-го батальона был преподаватель кафедры политэкономии, редактор газеты «Большевистское слово» А. Н. Самойлов (погиб в этом бою), комиссаром 77-го батальона был директор ЛСХИ М. С. Лукьянов. Авторы — архитекторы Е. Д. Бычков и Н. И. Карасев.
Мемориал «Непокоренные». Мемориал у центральной усадьбы совхоза «Детскосельский», недалеко от шоссе Пушкин – Колпино, символизирует стойкость и мужество ополченцев 267-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона 55-й армии, сражавшихся здесь в сентябрьские дни 1941 года. Этот же батальон 24 января 1944 года одним из первых вошел в город Пушкин. На вертикальной стеле изображен силуэт солдата и сделана надпись: «Здесь проходил передний край обороны советских войск. 1941–1944». А рядом: «Вам, отстоявшим Ленинград, вечная слава». Памятник открыт 4 июня 1966 года. Авторы проекта архитекторы – Е. Д. Бычков и Н. Н. Карасев.
Вот так понемногу мы будем приобщать детей к Великому празднику, научим чтить и помнить нашу Победу, воспитывать в наших детях патриотизм.