Рулёва Л.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Исхаева Л.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 43
Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Она развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме, но самое главное – развивает память. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Процесс обучения азам игры в шашки развивает у детей способность ориентироваться на плоскости, учит логическому мышлению, выработке суждений, умозаключений; учит запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться.
Обучение игре в шашки мы начинаем со старшей группы, чтобы в подготовительной группе можно было обучать игре в шахматы. Нами разработана программа по обучению игре и апробирована уже на трех старших группах. Обучение проходит через беседы и практические занятия.
Самая первая задача, которая стоит перед воспитателем, это заинтересовать ребенка этой игрой. Поэтому мы сделали подборку рассказов, сказок, видео и мультфильмов о самой игре, об истории её возникновения, собрали интересные факты о шахматах и шахматистах. И, как показала практика, самая действующая мотивация – объявление турнира по шашкам в конце обучения. Дети начинали играть в группе, потом просили родителей приобрести шашки. И в каждой из трех групп были дети, которые достойно одержали победу на турнире. Организация детского турнира максимально приближена к настоящему: турнирная таблица, судья, штрафные очки. Атрибутика турнира тоже повышает интерес к игре.
Игра в шашки требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечает ходов соперника и динамики изменения ситуации. И моя задача — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации. Ребенок быстро обучается азам – игровое поле, правила хода, «шашке место», но с прогнозированием ситуации возникают сложности. Те дети, кто умеет это делать, как правило, попадают в тройку победителей турнира.
Научив ребенка играть в шашки, необходимо поддерживать интерес к новой игре. И это должно быть не только на уровне детского сада, но и в семье. Поэтому наш совет для родителей – устраивайте внутрисемейные турниры или приглашайте для игры сверстников ребёнка. Обязательно хвалите ребенка за каждый его успех и не забывайте говорить ему, какой он умный и как вы гордитесь его победами.
Опыт работы с детьми свидетельствует, что игра в шашки благотворно влияет на интеллектуальное развитие, расширяет интересы ребят. Также данная игра укрепляет и развивает лучшие качества характера. Эта игра помогает установить положительные отношения со сверстниками, именно в игре дети учатся действовать в соответствии с правилами, сопереживать друг другу, достойно выигрывать и достойно проигрывать.