Романова Л.В., воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ № 25
В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем в целом. Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач современной педагогики.
Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией воспитанников, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с актуальностью вопроса о внедрении в нашу практику здоровьесберегающих образовательных технологий мы решили эту работу сделать непрерывной в течение всего года и воплотить ее в виде проекта.
Хочу предложить коллегам описание проекта и результаты.
Цель проекта: создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей с ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Развитие психомоторных и речемоторных функций.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через развитие дыхательной системы.
- Стимулирование развития произвольной регуляции движения.
- Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие речи.
- Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.
- Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Ожидаемый результат: развитие речи дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании на логопедических занятиях и индивидуальной работе здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Здоровьесберегающие технологии применяли во всех образовательных областях.
Познавательное развитие
- подгрупповая ОД по коррекции фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте;
- индивидуальная ОД по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха.
Социально-коммуникативное развитие
- игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания;
- игры для автоматизации звуков;
- игры на развитие фонематического слуха;
- игры на развитие слухового внимания.
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
- театрально-игровая деятельность;
- сказкотерапия;
- пальчиковый театр.
Физическое развитие
- дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз.
Речевое развитие
- пальчиковые гимнастики;
- физкультурные минутки;
- логоритмика.
На подготовительном этапе были отобраны следующие здоровьесберегающие
технологии и созданы различные картотеки:
- дыхательные упражнения;
- артикуляционные упражнения;
- развитие общей моторики;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Су-Джок терапия;
- самомассаж;
- нейрогимнастика.
Дыхательные упражнения
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
Артикуляционные упражнения
Цель артикуляционной гимнастики –выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Развитие общей моторики
Физминутки, утренняя и бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Можно придумывать ритмические игры: хлопать, топать, щелкать пальцами, ритмизировать речь. Хорошо учить детей слушать музыку и переключаться с одного движения на другое, использовать метод «телесной перкуссии» или «звучащих жестов». Метод интересен как средство поддержания оптимального уровня психической активности и, конечно же, как средство развития чувства ритма.
Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений, способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Развитие мелкой моторики
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Су-Джок терапия
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Массаж Су-Джок шарами – дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Массаж пальцев эластичным кольцом – дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков – ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.
Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнения «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот» и другие.
Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания. Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Использование шариков при выполнении гимнастики.
Самомассаж
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;
- можно использовать без специального медицинского образования.
Нейрогимнастика
Это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции.
Всю нашу психическую деятельность можно представить в виде дома, где фундамент – это развитые по возрасту и нормально функционирующие структуры мозга, стены – это прием, переработка и хранение информации, поступающей к нам от всех сенсорных систем, а крыша – высшие психические функции – мыслительные процессы.
Представьте, если у дома плохо сделан фундамент, будет ли дом надежным и прочным? Возможно ли на таком фундаменте построить хорошие ровные стены и тем более крышу? НЕТ. Как раз двигательная нейропсихологическая коррекция и занимается коррекцией так называемого «фундамента», на котором строится здоровая психика.
Важным шагом к решению поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу влияния здоровьесберегающих технологий на развитие детей с ОВЗ было разработано перспективное планирование, в котором отразилась система мероприятий по взаимодействию с семьёй по данной проблеме. В работе с родителями использовали разные формы, которые помогали привлечь взрослых членов семей к данной проблеме, повысить их компетентность по вопросу использования здоровьесберегающих технологий во взаимодействии с детьми и сделать их активными помощниками для реализации поставленных задач и получения положительных результатов коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты. Происходит:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики;
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. Подводя итоги, мы хотели бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.