Мантулова Е. А., учитель английского языка ГБОУ школы № 335
Чтение – это один из основных видов речевой деятельности, в основе которого лежит мыслительная деятельность. Навыки чтения важны для знакомства с иноязычной литературой и работой в Интернете. Учителю важно научить учащихся самостоятельно работать с текстом, так как чтение развивает лексический запас, языковую догадку, творческую активность, а также навыки самоконтроля.
Для того чтобы текст стал продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем следует обратить внимание на три этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.
На предтекстовом этапе Pre–reading обычно проводится подготовка к чтению: формирование языковой догадки и снятие лексико-грамматических трудностей.
На этом этапе создается доброжелательная атмосфера в классе и установка на самостоятельную работу.
Текстовый этап While-reading определяет вид чтения, формирует навыки чтения и решает познавательно-коммуникативные задачи.
Послетекстовый этап Post–reading нужен для проверки понимания прочитанного и контроля за степенью сформированности умений чтения.
Учащиеся смогут использовать ситуацию текста в качестве языковой опоры для развития умений в устной и письменной речи, что мы и продемонстрируем в конце работы с текстом.
Для самостоятельной работы с текстом я выбрала рассказ «Vanished» из учебника «Spotlight 7» (Английский в фокусе 7 класс). Этот рассказ учащиеся изучают в первой четверти по теме «Чтение книг»
Для проведения самостоятельной работы я предлагаю работу в группах.
Предтекстовый этап длится примерно 10 минут и состоит из двух заданий. Для формирования языковой догадки задаю следующий вопрос:
Read the title and say what the text will be about. What can be the main idea of the text? (Прочитайте заголовок текста и догадайтесь, о чем рассказ. Какая может быть основная идея текста).
Учащиеся в двух группах обсуждают 1-2 минуты и предлагают свои варианты.
Текст называется «Vanished» и переводится на русский язык «Исчез». Есть также два рисунка к тексту, на которых изображены дети. По заголовку и двум картинкам учащиеся строят предположения, что речь в тексте пойдет о детях и чьем-то исчезновении.
На первом этапе необходимо снять языковые трудности. Второе задание звучит так:
Find the highlighted words in the sentences. Try to understand them. Check in the dictionary. (Найдите в тексте выделенные слова. Постарайтесь понять их. Проверьте в словаре.)
Учащимся дается 4-5 минут для выполнения данного задания.
В тексте есть 10 выделенных слов, которые нужно перевести, чтобы понять содержание текста. Учащиеся самостоятельно в группах находят значения слов, через 5 минут все вместе проверяем правильность выполнения данного этапа работы.
На втором этапе работы с текстом я определяю вид чтения. Это изучающее чтение Detail reading. Данный вид чтения предусматривает максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации. Изучающее чтение идеально подходит для самостоятельной работы, так как формирует у учащихся умение самостоятельно преодолевать трудности в понимании текста.
На этом этапе учащимся предлагается выполнить три задания.
- Read the first paragraph of the text and guess what will happen next. (Прочитайте первый абзац и догадайтесь, что произойдет дальше.)
Учащиеся в группах читают первый абзац, в котором описаны место и время действия, названы главные персонажи – создается интрига для дальнейшего развития сюжета. Каждая группа учащихся придумывает, чем закончится рассказ, и предлагает свой ответ. После этого я предлагаю дочитать текст в группах до конца и узнать, правильно догадались ученики или нет. - Check your guesses and read the text to the end. (Проверьте свои догадки и дочитайте текст до конца.)
Учащиеся в группах дочитывают рассказ и узнают, чем закончилась история. - Третье задание текстового этапа необходимо для формирования умения извлекать нужную информацию.
Divide the text into 4 parts. Give each a title. (Разделите текст на 4 части и озаглавьте каждую часть.)
Учащиеся в группах дают заголовки каждой части. После этого проверяем вместе, какие заголовки наиболее точны и интересны.
Текстовый этап длится 15 минут.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного и для контроля за степенью сформированности умений чтения.
Этот этап содержит два задания: устное и письменное (тест).
- Answer the questions: (Ответьте на вопросы.)
Where were the children? (Где были дети?)
What was the weather like? (Какая была погода?)
What happened to Andy? (Что случилось с Анди?)
How did the children feel? (Как чувствовали себя дети?)
What happened when the lights came back on? (Что произошло, когда свет зажегся?)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя устно. - Для контроля сформированности навыков чтения учащимся предлагается выполнить самостоятельно тест. Каждый учащийся получает лист с заданиями по тексту. Тест состоит из трех заданий на понимание прочитанного. После самостоятельной работы проверяем правильные ответы.
На третий этап работы с текстом отводится 10 минут.
Завершив все три этапа работы с текстом, предлагаю учащимся инсценировать рассказ. Для этого раздаю бейджи с именами персонажей. Ребята самостоятельно выбирают себе роли и готовят инсценировку.
Подводя итог, следует отметить, что самостоятельная работа на уроках английского языка способствует расширению лексического запаса, совершенствованию речевых навыков и творческому мышлению.
Основная задача учителя – грамотно организовать самостоятельную работу учащихся на всех этапах работы. Самостоятельная работа с текстом – одна из самых важных работ при обучении иностранному языку. Данная технология развивает интерес к чтению. Если учитель правильно выполнит все задачи, то результаты будут очень высокие.