Кузнецова И.Л., методист ИМЦ, руководитель РМО школьных библиотекарей
Указом президента Российской Федерации 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России (Указ от 27 июня 2022 г. № 401). Вдумаемся поглубже в значение слов: педагог, наставник, наставничество. Начнем с педагога.
- Педагог – (от греч. paidagōgos – воспитатель, наставник) лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой; учитель, преподаватель, наставник.
- Педагог — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.
Теперь перейдем к наставнику и наставничеству.
- Наставление – указание, совет, разъясняющий что-либо, урок, учение, руководство, поучение, памятка.
- Наставник – профессионал, опытный специалист, у которого другие работники могут получить совет, рекомендацию, перенять опыт и знания.
- Наставник – учитель, преподаватель, воспитатель, дидактик, руководитель, мастер, назидатель.
- Наставничество – форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодых или малоопытных специалистов по соответствующей профессии.
- Наставничество – шефство, опора, поддержка, попечение, содействие, участие, помощь, подспорье.
- Наставляемый – специалист (педагог, библиотекарь), которому передают знания и опыт, мотивируя к профессиональному развитию.
- Наставляемый – поучаемый, вразумляемый, инструктируемый, нацеливаемый, напутствуемый, устремляемый.
Из выше сказанного еще раз убеждаемся в важности роли педагога и наставника в школьной жизни. Стать учителем непросто, это целая наука, педагогический талант, искусство, мастерство. Для начинающих педагогов наставничество является опорой, поддержкой, содействием, психологической помощью в работе, нацеливает и устремляет к мастерству. Для наставников – это стимул к повышению своей квалификации в соответствии с современными требованиями, возможность еще раз проанализировать свою деятельность и способ передачи своего наработанного уникального опыта молодым коллегам.
Формы наставнической деятельности в системе «библиотекарь-библиотекарю» в работе нашего районного методического объединения – это консультации, беседы, рекомендации, дискуссии, обмен опытом, заседания методического объединения, семинары, мастер-классы, презентации опыта работы, посещение ОУ, участие в конкурсах профессионального мастерства. Одной из наиболее эффективных форм повышения профессиональных компетенций является мастер-класс.
Мастер-классы для начинающих библиотекарей нацелены на знакомство с опытом специалистов-практиков, получение и систематизацию знаний, практическое применение этих знаний в работе. Например, в этом учебном году для молодых коллег были проведены опытными библиотекарями-наставниками следующие мастер-классы:
- Мастер-классы в библиотеке школы № 511 «Совершенствование единой системы работы библиотеки ОУ с основным и учебным фондами», «Формы работы библиотеки ОУ по продвижению книги и чтения» проводили Лаврентьева Оксана Владимировна, педагог-библиотекарь, и Каленова Оксана Владимировна, педагог-библиотекарь.
- Мастер-класс в библиотеке школы № 409 «Совершенствование единой системы работы библиотеки ОУ с учебным фондом в рамках реализации ФГОС» проводила Суркова Татьяна Александровна, заведующий библиотекой.
- Мастер-классы в библиотеке школы № 407 «Организация работы школьной библиотеки с учебным фондом», «Встраивание школьной библиотеки в систему внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере работы литературной студии «Современность классики» проводила Топунова Наталья Юрьевна, библиотекарь.
Также молодые библиотекари активно участвуют в семинарах-практикумах, где знакомятся с лучшими практиками работы школьных библиотекарей района. Мы подготовили семинары, опираясь на запрос молодых коллег, – это «Школьная библиотека в воспитательной работе современной школы», «Роль библиотеки ОУ в реализации ФГОС: формирование информационной культуры личности», «Диссеминация опыта работы школьных библиотек (ИБЦ) района» и другие.
Целью всех этих мероприятий является оказание помощи библиотекарям-педагогам в профессиональном становлении, в стремлении к творческому, интеллектуальному саморазвитию, личностному росту и обмену знаниями между более опытными и менее опытными специалистами. Процесс этот обоюдный. По словам, Д.И. Менделеева, «…учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности».
Уча других, учишься сам.