20 апреля в ГБОУ школа № 459 прошёл семинар «Формирование экзистенциальных умений учащихся в цифровой среде. Цифровая гигиена». Тема семинара весьма актуальна, поскольку интернет сегодня не только открывает новые возможности, но и таит в себе множество угроз, особенно для детей и подростков, которые всё больше времени проводят в сети. Дети всё чаще в интернете сталкиваются с мошенниками и угрозами, соцсети переполнены контентом с фейковой информацией, ненормативной лексикой, призывами к экстремизму, подрыву традиционных ценностей. Можно констатировать, что на интернет платформах доминирует контент с деструктивным содержанием.
Цель семинара – создание условий для обмена педагогическим опытом обеспечения безопасности детей в цифровой среде.
Задачи семинара:
- рассмотреть основные угрозы цифровой среды для современных школьников и правила цифровой гигиены;
- определить средства защиты от деструктивного контента и других опасностей цифровой среды;
- продемонстрировать формы вооружения обучающихся способами защиты от рисков и угроз, которые создаёт цифровая среда.
В первой части семинара перед собравшимися выступила директор школы Суенкова А.В., которая рассказала об экспериментальной работе школы по поиску путей минимизации рисков существования ребёнка в цифровой среде. Затем кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина Платонова С.М. познакомила коллег с исследованиями, проведёнными среди обучающихся школы № 459, раскрывающими потребности детей в формировании экзистенциальных умений.
Швыркова Е.В., методист районного опорного центра по гражданско-патриотическому воспитанию, деятельности детских общественных объединений, движений, профилактике дорожно-транспортного травматизма, говорила о том, как помочь ребёнку, повергающемуся травле в интернете.
Степаненко Д.П., учитель истории и обществознания школы № 459, раскрывая проблему безопасности школьников в цифровой среде, подготовил гостей семинара ко второй части мероприятия – игре по станциям «Академия цифровой безопасности». Игра состояла из трёх станций, на которых гости семинара вместе с обучающимися школы стали участниками мастер-классов. Ведущие станций «Кибербуллинг», «Цифровой след», «Цифровая зависимость» очень профессионально и глубоко, в игровой увлекательной форме с элементами театрализации сумели раскрыть масштабы проблемы цифровой безопасности школьников, организовать дискуссию, в которой и взрослые, и дети отстаивали свои позиции на равных и в результате пришли к единому пониманию цифровой гигиены и сделали выводы о безопасном поведении в цифровой среде.
Особая благодарность авторам мастер-классов, которые решали сложную и болезненную проблему профессионально и творчески, умело направляя участников семинара к самостоятельным выводам. Мастер-классы на стациях игры «Академия цифровой безопасности» готовили педагоги ГБОУ школы № 459:
- Станция «Кибербуллинг» Рукина В.А., учитель русского языка и литературы, Лучанская Т.Е., Осипова В.А., Вайсерова М.А., учителя английского языка, Бурцева Г.В., учитель информатики, Дроздова Л.В., учитель музыки.
- Станция «Цифровой след» Линд Е.В., Шимолина Е.М., Шавлюк А.Д., Сотникова Я.С., Литвинова О.В., Пучкова О.В., Бабина С.О., Иванова Л.Г., учителя начальных классов, Гуменюк В.С., учитель английского языка, Подстригаев А.А., руководитель ОДОД, Круглов А.С., учитель физической культуры.
- Станция «Цифровая зависимость» Ермошина К.В. и Полникова В.В., учителя истории и обществознания, Антошкина М.М. и Чеснокова Т.М., учителя технологии, Иванова М.А., учитель математики, Нежибецкая Е.С., учитель биологии и географии.
Семинар удался во всех смыслах – участники семинара искали пути решения актуальной и сложной задачи: обсуждали, спорили, делились своим опытом. Подводя итоги, все единогласно выразили благодарность руководству и педагогам школы за нестандартный подход и глубокое осмысление острейшей проблемы. Безусловно, опыт школы по формированию экзистенциальных умений учащихся в цифровой среде необходимо транслировать. Тема цифровой гигиены актуальна для всех, коллектив же школы № 459 предлагает реальные подходы к её решению.