Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Кирияк И.В., логопед ГБДОУ детский сад № 12

В последнее время отмечается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью нарушений всех компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической строя, связной речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения в двигательной сфере, а именно, плохая координация движений, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения, наблюдается недостаточная координация движений пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.

Также у детей отмечается слабое слуховое восприятие музыки, несогласованность движений и музыки, трудности в выполнении танцевальных движений, проблемы при запоминании текста песен, в определении характера музыки, что в итоге приводит к замкнутости, неактивности на музыкальных занятиях. Следует отметить, что дети с ОВЗ зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, следовательно, перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности или плаксивости.

Современный этап развития системы помощи детям с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлен на интеграцию образовательных областей. В связи с этим необходима совместная целенаправленная работа всех педагогов ДОУ.

Наряду с традиционными методиками работы с детьми с ОВЗ эффективной является логопедическая ритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому развитию детей, формированию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, эмоциональной отзывчивости и музыкально-ритмического чувства. Логоритмика учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально-речевые способности.

Логоритмика также является наиболее важным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием включений в занятия элементов логопедической ритмики у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Цели логоритмического воздействия:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • формирование и развитие кинестетических ощущений;
  • воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другой;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • развитие певческого диапазона голоса;
  • развитие чувства ритма;
  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
  • воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизации всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей с ОВЗ и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Логоритмические упражнения призваны помочь в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Основной принцип этой работы – тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ. Занятия по логоритмике проводят совместно специалисты: музыкальный руководитель и логопед, инструктор по физической культуре и логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. В занятиях принимает участие также воспитатель, работающий с данной группой детей, родитель, закрепляющий полученные навыки.

Реализуя образовательные области «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», каждый специалист включает в свои занятия элементы логоритмики, решая следующие задачи: развитие речевого дыхания, формирование и развитие артикуляционного аппарата, развитие общей и мелкой моторики, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, развитие темпа, просодики, фонематического слуха и слухового восприятия, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия, воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

Логопед включает в занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды внимания и памяти.

Инструктор по физической культуре включает в занятия разные виды ходьбы, перестроений, бега под музыкальное сопровождение, упражнения с речёвками, игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением, использует элементы логоритмики в общеразвивающих упражнениях в основных видах движений.

Таким образом, включение специалистами ДОУ в свои занятия элементов логоритмики позволяет сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повышать эффективность в работе и получать стабильные результаты. Комплексное логоритмическое воспитание способствует всестороннему развитию детей с ОВЗ, а именно, нормализации речевого развития, содействует физическому и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников.

Ритмическая организация является основой нашей жизни. Все вокруг нас подчинено определенному ритму – смена дня и ночи, времен года, биологические ритмы. Данные многих ученых доказывают непосредственную связь между слуховыми и двигательными ощущениями. Также различные педагогические системы подчеркивают большую значимость логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста. Любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи. Для игр и занятий с такими детьми наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как он дает богатый практический материал, активизирует их в совместной деятельности с логопедом, имеет большое значение в деле оздоровление эмоциональной и волевой сферы ребенка.

 В коррекционной работе с детьми логоритмика способствует нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи, также оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, содействует развитию его положительных сторон.

 Поэтому организованную деятельность с использованием логоритмики следует проводить музыкальному руководителю совместно с логопедом. Музыкальный руководитель в течение года подбирает игры, музыкальное сопровождение к ним, разучивает на занятиях тексты песен и игр. На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить   следующие упражнения и игры:

  • вводные упражнения;
  • упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;
  • упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти;
  • творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
  • упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;
  • упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей;
  • упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;
  • заключительные упражнения;
  • инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), пантомимы, концерты.

Логоритмический материал в течение учебного года целесообразно сочетать с тематическо-лексическим планированием, а также с целями и задачами логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания. С периода сопряженного произношения даются задания с речью, в которых отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность. Все игры и упражнения, проводимые в совместной музыкальной деятельности, вводятся в праздники и  досуги. Итоговые мероприятия группы и ДОУ проводятся совместно с участием родителей. Все это необходимо для положительного эмоционального фона детей, их раскрепощения и закрепления полученных навыков плавной речи.

В логоритмической работе с такими детьми можно выделить следующие разделы:

  1. Воспитание медленного темпа и плавных движений.
    Упражнения на расслабление и напряжение мышечного тонуса; воспитание объема внимания и памяти; одновременность и координацию движений, торможение.
  1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом.
    Упражнения с речью, связанные с координацией движения.
    Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением, например, маршируют и считают под левую ногу. По сигналу останавливаются и считают, затем возобновляют ходьбу и счет.
    Упражнения со счетом и речью, связанные с преодолением автоматизма, например, считают под левую ногу по порядку. По сигналу маршируют спиной назад и считают в обратном порядке до следующего сигнала.
    Упражнения с речью, связанные с реакцией выбора, например: дети перебрасывают мяч друг другу, произнося любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное, затем наоборот.
    В заключение этого раздела даются задания на проверку устойчивости речевого темпа, координации речи с движением.
  1. Связь движения и речи с характером ритмом.
    Например, дети считают громко и потом произносят фразы громко и шепотом.
    Различные движения и речевые сопровождения, проводимые одновременно с усиливающимся или утихающим музыкальным ритмом. Например, постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука.
    Воспитание активной, насыщенной содержанием паузы. Дети маршируют и произносят громко текст, по сигналу останавливаются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говорят с того слова, на котором их застал сигнал.
  1. Практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях.
    Предлагаются два вида заданий:
    1) задания, связанные с музыкой, на умение распределить слова во времени, например, маршировка влево, вправо, поворот в обратную сторону, хлопки на месте. Ребенок сам руководит группой, давая сигналы словами для перемены движения и направления;
    2) задания, не связанные с музыкой, дающие возможность проявить себя в речевом отношении.
    Также в работе с этими детьми рекомендуется широко использовать пение. Важную роль играет текст песни, он не должен включать звуки, не усвоенные детьми на логопедических занятиях. Индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: сначала ребенок поет в хоре, в подгруппе, затем в форме своеобразного диалога: один поет вопрос, а двое или трое пропевают ответ, и наконец, диалог поют двое заикающихся, причем тот у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет ответ на заданный вопрос и лишь потом выступает инициатором диалога. Во время пения у детей вырабатывается не только напевность, но и уверенность при правильном и хорошем исполнении. Рекомендуется использовать индивидуальное пение на праздниках, выступления перед родителями и другими детьми детского сада.

В заключении можно отметить, что логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной деятельности  разнообразна по содержанию, по видам музыкальной деятельности детей способствует развитию гармоничной личности ребенка и устранению его речевых проблем.

Литература

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб., 1999.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Часть 1. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64с. – (Библиотека Логопеда).
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2003.
  4. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. – М.: Академия, 2005. – 192с.