Коряковцева И.М., воспитатель ГБДОУ № 43
Григорьева Ю.В., воспитатель ГБДОУ № 43
Через красивое – к человечному;
такова закономерность воспитания.
В. А. Сухомлинский
Человек — живой организм. Люди находятся во взаимоотношении с окружающей средой и влияют на ее состояние, причем за последние годы это влияние стало определяющим.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Таким образом, экологическое воспитание детей – есть целенаправленный педагогический процесс. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.
Новой формой работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду являются «Природоохранные акции». Они полноценно вошли в нашу жизнь и успешно зарекомендовали себя. Это:
- «Покормите птиц зимой»;
- «Витамины на подоконнике»;
- «День защиты леса»;
- «Посади дерево»;
- «Подари книжке вторую жизнь – спаси одно дерево»;
- «Сдай макулатуру – спаси дерево»;
- «Сберегу»;
- «Подари ребенку праздник»;
- «Экоклумба».
Акции служат экологическим примером для родительской общественности. Дети видят отношение родителей, их помощь в организации мероприятий и сами охотно принимают в них участие.
Экологическое воспитание детей осуществляем в системе на протяжении всего учебного года через интеграцию экологических представлений во все образовательные области, используя различные методы и формы работы:
- Организация образовательной деятельности.
- Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонные наблюдения.
- Проведение опытов и экспериментов.
- Организация экскурсий.
Начиная со старшего дошкольного возраста, проводим экологические конкурсы, викторины. Например, «Загадки лесовика», «Знатоки леса», «Знатоки природы».
В план работы включаем экологические праздники, развлечения.
С детьми проводим экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации).
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду – это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, необходимо отобрать такие методы и формы работы по экологическому воспитанию, чтобы ребенок мог не только получать определенные знания о природе, не только любоваться ее красотой, но и мог прочувствовать, «пропустить» её через себя, обрести субъективное отношение к миру природы.
Методы экологического образования и воспитания бывают наглядными, практическими, словесными. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение определённой формы мышления, приемов различного характера (наглядный показ образца, способ действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.).
Основным методом в экологическом воспитании детей является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке), выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитать человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности.
Таким образом, мы пришли к выводу: существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.