Волкова Е.Ю., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 12
Осташко Н.А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 12
Мещерякова О.А. воспитатель ГБДОУ детский сад № 12
Дорогой друг-мультипликатор!
Есть ли у Вас мечта? В детстве мы все так смело мечтаем! Мы верим, что возможно все, у наших мечтаний нет границ. Слетать в космос, объехать весь мир, а может, стать великим режиссером или актером? Легко! Но как вернуть эту легкость, если ты уже взрослый? И как не растерять, если ты еще ребенок? Мечтать – прекрасно и очень важно. Но не менее важно – действовать!
Важнейшими задачами в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО являются: усвоение детьми общечеловеческих ценностей, расширение кругозора, раскрытие у воспитанников творческих способностей. Как показывает наш опыт работы, развитие этих качеств у дошкольников возможно и через использование в работе с детьми мультфильмов, потому что события, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать эстетические чувства, повышать интерес детей, развивать мышление, речь и воображение, формировать мировоззрение.
А главное – мультфильмы созданы в неповторимой творческой манере, практически каждый создается на проблемной ситуации, которая может повстречаться дошкольнику в жизни. За детской наивностью и внешней простотой сюжетной линии скрыты философские и вполне серьезные житейские темы, которые развивают мировоззрение ребенка. Кроме того, в мультфильмах заложено много интересного и познавательного о природе, живописи, искусстве, правильном и безопасном поведении, и многое другое.
Идея создания мульткино появилась по инициативе детей. После очередного просмотра мультфильма в группе у детей появилось множество вопросов: «Как герои открывают рот? Почему мультяшные герои живут в телевизоре? Как самим сделать мультфильм? С чего начать?» и т.д. Детская инициатива подтолкнула нас на создание и организацию совместного – педагогического и семейного – полета в мир анимационного кино.
Мультифлай — это увлекательное путешествие по анимационному миру волшебства, созданному педагогами ГБДОУдетский сад №12, которое поможет разобраться в мультипликационном процессе и окунуться в совместное творчество педагогов, родителей и детей дошкольного возраста.
Актуальность
Почему именно мультипликация?
Мультипликация -универсальный язык общения детей и взрослых, который дает возможность высказаться и быть услышанным. Анимация близка к миру детства, там есть игра и полет фантазии и невозможное становится возможным.
Мультфильм включает интеграцию различных видов детской деятельности (игра, рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы, сочинение историй, музыкальное искусство, драматизация), что обеспечивает возможность свободного выбора.
Создание мультфильма – это групповой творческий процесс, в котором происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить. Дети высказывают свое мнение, учатся договариваться, добиваться как личного, так и общего результата.
При создании декораций и героев мультипликационного фильма у дошкольника развивается восприятие пропорций, особенностей объёмной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Кроме того, осваивая свойства и возможности различных материалов, дети нацеливаются на конкретный результат, представляя, для чего они лепят, мастерят, рисуют.
Для создания мультфильма необходимо собрать и изучить достаточное количество информации, что побуждает детей к ее поиску и делает весь процесс настоящим приключением с познанием нового. В результате у дошкольников формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел.
Основная часть
Для начала необходимо разобраться в понятиях.
Мультипликация (от лат. multiplicacio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приемы получения движущихся изображений, иллюзии движения и/или изменения формы объектов с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен. Другое название этого процесса – анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление.
Основываясь на пособиях: «Волшебная азбука. Анимация от А до Я» М.Нагибиной, «Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки» Велинского Д.В., «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации» Тихоновой Е.Р. – были определены основные направления работы по данной теме, обозначены цель и задачи работы в данном направлении.
Цель: Создание условий для развития сплоченности и творческих способностей детско-родительских отношений в процессе работы над мультфильмом.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
- Расширить знания аудитории о профессиях: сценарист, художник, режиссер, мультипликатор, звукорежиссер.
Развивающие:
- Развивать творческие способности, мышление и воображение.
- Формировать художественные навыки и умения.
- Развивать связную речь, мелкую моторику и просодические компоненты речи.
Воспитательные:
- Формировать интерес, внимание к последовательности действий в процессе создания мультфильма.
- Формировать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
- Прививать ответственное отношение к своей работе.
Здоровьсберегающие:
- Создание положительного эмоционального настроения.
Работая длительное время в анимационном направлении с детьми старшего дошкольного возраста, в рамках проектной деятельности был создан картонный мультфильм, в котором дети принимали активное участие совместно с родителями, воплощая оживающие истории, создавая атрибуты для анимации. Данный процесс вызвал заинтересованность и поддержку со стороны взрослых, а также огромное желание наших коллег и родителей принять участие в волшебном анимационном проекте, что натолкнуло нас на организацию мульт-терминалов для познавательного квеста «Мультифлай».
Шаги в мультифлай
Основное оборудование для создания мультипликационных фильмов:
- Цифровой фотоаппарат (может быть использована видеокамера с функцией покадровой съемки).
- Штатив, на который крепится фотоаппарат или видеокамера. ипликация
- Мультстанок (стол, макет или коробка, созданная с помощью подручных средств).
- Лампы дневного света с подвижным механизмом, изменяющим направление освещения.
- Компьютер с программой для обработки отснятого материала.
- Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма).
- Диктофон или микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма).
- Художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
- Диски для записи и хранения материалов.
- Устройство для просмотра мультипликационных фильмов. Это могут быть: DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
Терминал 1. «Музей анимации»
Творчество начинается со способности удивляться, видеть удивительное в обычных вещах.
Музей анимации, созданный с большой любовью нашими педагогами, являясь частью большого проекта, помогает детям увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и природу человеческих взаимоотношений.
Каждый ребенок мечтает попасть в место, где можно прикоснуться к жизни любимого анимационного персонажа, окунуться в сказочную атмосферу любимого мультфильма. Такую возможность детям дает посещение «Музея анимации».
Создавая музей, педагоги ставили для себя следующие задачи: вызвать интерес, положительный и эмоциональный отклик от встречи с героями отечественных мультфильмов, познакомить аудиторию с историей создания отечественной мультипликации, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников.
Основу постоянной экспозиции музея составляют: реквизит, куклы, эскизы декорации к любимым мультфильмам, среди которых карандашные наброски и фигурки анимационных героев, рабочие инструменты членов съемочной группы. Все это можно не только хорошо рассмотреть, но и потрогать, поиграть, а при желании взять домой.
Также в коллекции нашлось место для старой техники. С помощью диапроектора (разновидность проекционного аппарата для демонстрации диапозитивов, диафильмов начиналось искусство анимации в домашних условиях и, конечно же, посмотреть любимую сказку. Сравнить работу диапроектора дети могут с работой проекционного фонаря,(оптический прибор, служащий для отбрасывания (проектирования) на белую, хорошо отражающую или пропускающую светплоскость (экран) увеличенного изображения какого-либо небольшого предмета).
В нашем Музее анимации, как и в каждом большом взрослом музее, есть хранитель. Это воспитатель, который проводит экскурсии, тематические беседы, ролевые и театрализованные игры, помогает разобраться в представленных техниках современной анимации.
Музей является одним из любимых мест совместного пребывания детей и родителей. Это место совместного партнёрства всех участников образовательного и воспитательного процесса.
Терминал 2. Мультстудия «Флай»
С чего начинаются чудеса? Наверняка вы скажите, что с волшебников. Отчасти это правда. Стать волшебником можно именно здесь, в месте, где родители и дети с большим интересом погружаются в мир света и анимации, ведут совместную деятельность, которая способствует доверительным отношения между ними, вызывает массу положительных эмоций, является увлекательным и интересным времяпрепровождением.
Мультипликационная студия – это большой, разнообразный, сказочный мир, в котором оживают персонажи, слепленные из пластилина или картона, связанные из мохера, сделанные из конструктора или нарисованные в графическом редакторе на планшете.
В студии ребята и их родители знакомятся с разными видами анимации: пиксельной, пластилиновой, коллажной, облачной и песочной.
У художников-мультипликаторов множество разнообразных задач: создать точный рисунок, выстроить выгодную мизансцену, выставить правильно свет, а работа с камерой делает процесс создания мультфильма неповторимым.
Терминал 3 «Озвучивание»
Говорят, что люди не меняются в один миг. Никогда не бойтесь что-то изменить в своей жизни. Иногда это полезно. Иногда необходимо, а иногда — весьма приятно. Именно так можно сказать о следующем этапе создания мультфильма. Кто из нас не хотел стать принцессой, космонавтом, героем? В зоне озвучивания ребятам и их родителям представляется такая возможность.
Если вы не боитесь стать «другим человеком», умеете управлять своим голосом, делаете артикуляционную гимнастику, проговариваете скороговорки и готовы много раз повторять один и тот же текст, то вас можно смело назвать актером дубляжа и озвучки.
Именно актером! Так как даже рисованный или пластилиновые персонаж обладает собственным характером. У него может меняться настроение согласно сюжету. А самое главное – он обладает неповторимым голосом, воспроизведение которого является основной задачей актера. А это, согласитесь, не так уж и просто!
Этот этап процесса создания мультфильма является одним из самых увлекательных для ребят. Не отстают от них и родители. В конце концов все настолько перевоплощаются в своих персонажей, что даже после озвучивания еще какое-то время не выходят из образа. Увлеченность данной деятельность порождает развитие последующих творческих проектов.
На первый взгляд кажется, что эта работа предназначена для больших оборудованных студий. Однако попробовать озвучивать мультики можно и в домашних условиях. Для этого понадобится микрофон, наушники (чтобы слышать оригинальную аудиодорожку), компьютер и подходящая программа.
Терминал 4 «Монтаж»
Фильм почти готов, но не хватает главного. Как вы думаете, без чего невозможно создание мультфильма? Чтобы найти ответ на этот вопрос волшебники аниматорского искусства приглашают вас посетить загадочную монтажную комнату.
Процесс создания готового фильма путем нарезки и сочетания кадров, фрагментов видео является для педагогов одним из самых интересных и сложных процессов. Нужно сделать все так, чтобы при просмотре мультфильма зритель не замечал, что видеоряд состоит из нескольких кадров или сцен. Готовый продукт должен быть эмоциональным, понятным для зрителей, удобным в восприятии.
Маленькие зрители при просмотре быстро отвлекаются. Поэтому заботливые педагоги с большим трепетом и энтузиазмом подходят к монтажу будущего мультфильма. Быстрый темп, частая смена планов, все это нужно, чтобы на экране постоянно что-то происходило и действие быстро менялось. Чем короче отрезки, тем быстрее темп, тем динамичнее действие на экране.
Творческие беседы, мозговые штурмы, обмен информацией, все это дает возможность педагогам максимально сплотиться и быть на одной волне. Однако в дружной команде один человек должен брать на себя роль режиссера. Это необходимо для того, чтобы процесс протекал слаженно и гармонично.
Как правило работа монтажера остается за кадром. Но от этого она не становится менее важной при создании анимационного фильма. Монтаж напрямую влияет на зрительское восприятие, помогает вжиться в происходящее на экране, задает настроение и тон всего мультфильма.
Заключение
В результате реализации проекта по созданию мультфильма и проведения детско-родительского квеста «Мультифлай» у всех участников педагогического процесса сформировались представления о мультипликации, о том, как появляются мультфильмы, как можно «оживить» картинки и героев.
Дети получили мощный стимул к развитию творческого воображения и познавательного интереса. У дошкольников развились личностные качества: самостоятельность, ответственность, инициативность, уважение к сверстникам.
В результате нашего совместного сотрудничества педагог-ребенок-родитель мы убедились, что создание мультфильма своими руками – это совсем не сложный процесс, который способствует развитию речи, мелкой моторики, творчества и фантазии., сплоченности детско-родительских отношений.
Таким образом, процесс создания мультфильмов позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познавать окружающий мир, реализовывать свои замыслы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мультипликационная деятельность способствует всестороннему развитию всех участников мультипликационного процесса.
Список литературы:
- А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
- Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006
- Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. – No1. -С. 21-39.
- Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. – No2. – 234 с.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
- Гэри Голдман «Этапы производства традиционного мультфильма».
- Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» В 3т. Т.2 – 3-е издание, переработанное и дополненное – М. Педагогика – Пресс, 1992
- Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. No5. – С.54–59.
- Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей», NT Press, М. 2006 г.
- Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
- Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
- Штепина И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91. — URL