Регусевич Е.В. воспитатель ГБДОУ детский сад № 45
В наше непростое время, когда Россия отстаивает свое право на самобытность, на сохранение своей истории, своих традиций, очень важно рассказать и показать маленьким россиянам, как жили их предки, чем они занимались, о чем они пели, во что играли.
Особая роль в процессе образования и воспитания отводится народному искусству. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.
Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. С давних времен кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, кудельная коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая была кукла.
Кукла была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.
Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Строгое разграничение по полу – это заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию – способность легко воспринимать точку зрения другого человека.
Куклы сопровождали всю жизнь наших предков: как только малыш рождался, ему в люльку клали куклу «Пеленашку», служившую оберегом от сглаза и выполняющую функцию массажера. Когда ребенок подрастал, на его пальчик надевали игровую куклу «Зайчик на пальчик», для защиты от болезней над кроваткой подвешивали куклу «Кубышку-травницу». Чтобы в доме было счастье и исполнялись все желания, изготавливали «Желанницу», поверяли ей свои секреты, в благодарность за исполнение желаний, делали ей подарки. С куклой «Кашей» девочка училась готовить, с «Покосницей» и «Столбушкой» вволю играла. И вот так всю жизнь из года в год в жизни человека появлялись все новые куклы. Народные праздники не обходились без обрядовых кукол, одна из них – это кукла-Масленица, и сейчас являющаяся неотъемлемым атрибутом на масленичном развлечении в детском саду.
Уже много лет я занимаюсь приобщением детей к народной культуре через создание в группе мини-музея «Народная кукла», через проведение народных праздников, развлечений, через воссоздание образа народного костюма.
Из года в год я поражаюсь тому неизменному интересу старших дошкольников к созданию своими руками простых тряпичных кукол. В наше время увлечения детей всевозможными гаджетами, так приятно видеть, что заменой им может стать небольшой кусочек ткани, который в руках ребенка обретает форму куклы.
В 6 лет ребенок может освоить изготовление куклы-скрутки, в основе которой скрученная ткань, а вот снаружи уже цветным лоскутом имитируется сарафан, а также платок – неотъемлемые части русского народного костюма. Уже на этом этапе знакомства с тряпичной куклой идет приобщение к народному искусству, дети запоминают основные цвета народной одежды, ее составляющие, тем самым у дошкольников пополняется словарный запас.
Отмечу, что работа с нитками и тканью вызывает большие трудности у детей, но чем больше дети с ними взаимодействуют, тем больше проявляется в них уверенность в своих силах. Работая в группе компенсирующей направленности, я замечаю, что изготовление куклы позволяет детям развить мелкую моторику, осуществлять межполушарное развитие, так необходимое детям с ОВЗ.
Особое место в процессе передачи исторической памяти народа отводится работе с родителями и законными представителями, ведь именно от них зависит, будет ли сохраняться интерес к народному творчеству. Организуя мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол, мы даем родителям возможность быть партнером своему ребенку, тем самым объединяя и восполняя недостаток родительского внимания.
Стараясь следить за новой информацией о тряпичных куклах, я узнала, что в блокадном Ленинграде дети также делали игрушки, одна из них это тряпичная блокадная кукла, сделанная из остатков газеты и сохранившихся лоскутков ткани. Во все времена дети остаются детьми, и потребность в игре позволяет проявить находчивость в самых трудных условиях жизни. Эта кукла была воссоздана детьми нашей группы в рамках проекта «Мы помним», посвященного Блокаде Ленинграда и подвигу нашего народа.
Люди, проживающие в нашей огромной, сильной стране, должны ясно понять, что любой народ есть до тех пор, пока он помнит свою историю, хранит свои традиции.