28.03.2023 года в школе № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации К. Ю. Сомова в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума состоялся семинар на тему «Конвергенция учебной деятельности и воспитательной работы: возможности образовательного пространства школьного музейно-педагогического комплекса».
В качестве спикеров семинара выступили:
- Сергей Михайлович Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина, доктор культурологии, Заслуженный деятель искусств РФ.
- Николай Николаевич Миклухо-Маклай, праправнук известного этнографа-историка, руководитель Центра изучения Южно-Тихоокеанского региона института востоковедения РАН, основатель и директор Фонда имени Миклухо-Маклая.
- Марина Михайловна Шмулевич, директор школы, к.п.н., Почетный работник общего образования РФ, лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы – 2014», член Ассоциации лучших директоров России, лауреат высшей народной награды Санкт-Петербурга «Золотой Пеликан».
- Ольга Сергеевна Пальмина, учитель русского языка и литературы высшей категории и лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» в номинации «За вклад в развитие воспитания и образования в Санкт-Петербурге».
В работе семинара приняли участие 68 педагогов, руководителей образовательных учреждений, методистов и руководителей школьных музеев Санкт-Петербурга.
Открыла мероприятие директор школы М. М. Шмулевич, в своем приветствии участников семинара Марина Михайловна отметила, что 2023 год в соответствии с Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника, подчеркнула, что российские учителя во все времена подавали пример своим ученикам и воспитали достойных защитников Отечества, прививали любовь к Родине и веру в Россию: «…историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны».
На семинаре активно обсуждался вопрос конвергенции, сближения, интеграции учебной и воспитательной работы, неразрывно связанных между собой.
Внимание участников семинара было сосредоточено на обсуждении возможностей музеев Санкт-Петербурга и школьных музеев в реализации задач патриотического воспитания школьников, российской идентичности, любви к Родине и родному городу.
В выступлениях участники семинара подчеркивали, что любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом. Она рождается от чувства причастности к тому, что происходило до тебя и будет происходить после, от уверенности в том, что история твоей школы, твоего города, твоей страны – твоя личная история. Именно поэтому особую важность приобретает настоящий, живой школьный музей, в котором каждый ученик может прикоснуться к истории и даже стать ее создателем.
На семинаре был представлен богатый опыт работы музейно-педагогического комплекса школы «Мы земляки по Царскому Селу», который в 2021 году стал победителем Всероссийского проекта Российского движения школьников “Школьный музей”, а в 2022 году – победителем исследовательского марафона всероссийского фестиваля краеведческих объединений “Краефест – 2022”.
Педагогам хорошо известны традиционные формы работы школьного музея, но сегодня технологии музейной педагогики обновляются, становятся более разнообразными, результативными и привлекательными как для учеников, так и для учителей.
Педагоги школы представили инновационные образовательные технологии с использованием ресурсов школьного музея на четырех секциях:
- Традиции и новации в экскурсионной деятельности школьного музея. «Экскурсия в темноте».
- Мастер-класс «Genius loci». Урок в образовательном пространстве школьного музея.
- Проектная работа в образовательном пространстве школьного музея.
- Музей – перформанс – театр: иммерсивный спектакль.
Участники семинара получили утвердительный ответ на вопрос: «Может ли современный школьный музей быть полезен учителю в решении актуальных задач обучения и воспитания: в воспитании патриотизма, российской идентичности и одновременно в развитии проектных умений учащихся, функциональной грамотности и творческих способностей школьника?»