Школа № 500 в рамках ПМОФ 28.03.2023 г. организовала работу 4-ой секции III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Цифра и гуманитарное образование: современные технологии обучения учебным предметам гуманитарного цикла».
Секция 4. Современные образовательные технологии развития читательской грамотности с целью повышения качества гуманитарного образования
Показателем качества современного гуманитарного образования является сформированность у школьника функциональной грамотности. При этом читательская грамотность является ключевой не только для всех других видов грамотности, но и для качественного образования в целом. Умение работать с большим объемом текстовой информации, извлекать ее, преобразовывать особенно важно для предметов гуманитарного цикла.
На пленарном заседании были представлены доклады:
- «Базовые читательские умения как основа ключевых компетенций обучающихся и залог качественного образования» (Базина Надежда Геннадьевна, к.и.н., директор, учитель истории и обществознания. ГБОУ школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга);
- «Развитие читательской грамотности школьников средствами учебного предмета «История»» (Иванов Олег Владимирович, доцент, к. п. н, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию ФГБОУ ВО “РГПУ им. А.И. Герцена”);
- «Литературное краеведение: опыт работы и новые грани развития читательской грамотности» (Микулинас Вероника Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга).
Для участников секции были проведены мастер-классы:
- «Составление тестовых заданий для развития читательской грамотности у обучающихся основной и средней школы и подготовки для участия в интеллектуальных конкурсах различного уровня»;
- «Возможности VR-технологий в развитии читательской грамотности»;
- «Цифровой сторителлинг как метод популяризации знаний»;
- «Организация работы с кинематографическими источниками на предметах гуманитарной направленности для развития функциональной грамотности».
- Участники секции отметили широкие возможности использования на уроках технологии виртуальной реальности, технологии критического мышления и продуктивного чтения при работе в цифровом формате.
Проведение мастер-классов было организовано в две сессии, поэтому каждый участник смог посетить два из них.
Параллельно прошла работа онлайн секции, на которой смогли представить свои доклады, поделиться опытом педагоги Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Великого Новгорода и Республики Беларусь.
Количество очных участников 117 человек, из них международных представителей – 1 чел. (Республика Беларусь), региональных представителей – 3 человека (Новгородская область), 113 – Санкт-Петербург (Пушкинский, Приморский, Колпинский, Центральный, Красносельский, Фрунзенский, Петроградский районы).
Количество дистанционных участников: 158 человек, из них международных представителей – 6 чел. (Республика Беларусь), региональных представителей – 8 человека (Свердловская область, Новгородская область, Ленинградская область, Тульская область), 144 чел. – Санкт-Петербург.
Цитаты из выступлений
«Одним из способов сделать предмет литературы для школьников более притягательным является, как ни странно, использование средств сети Интернет. Интернет становится незаменимым источником знаний и информации. С помощью Интернета развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети, классифицировать информацию, критически подходить к ней, что в целом способствует повышению информационной культуры». (Микулинас Вероника Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
«Развитию умения читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач, способствуют VR-технологии». (Ткачев Валентин Витальевич, учитель физики, педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга)