Данилова С.А., учитель начальных классов ГБОУ школы № 297
В век цифровизации и высоких технологий современные ученики и родители не понимают, зачем необходимо аккуратно работать в тетради, ведь мы живем в век цифровой эпохи. Благодаря ей получен неограниченный доступ к любой информации, возможность общаться с людьми из разных стран, работать, учиться и получать медицинскую консультацию, не выходя из дома.
Цифровые технологии подарили нам мгновенный доступ к любой информации. Хочешь собрать шкаф – смотришь видеоурок. Захотел приготовить вкусный ужин – в Интернете есть тысячи рецептов.
Но цифровизация несёт не только пользу, у нее есть и негативные последствия. Главная проблема такого подхода в том, что людям не нужно будет учиться чему-либо, ведь всю нужную информацию расскажет поисковая система. Многие документы сейчас набираются на клавиатуре компьютера, где машина сама исправляет ошибки.
К сожалению, значительная часть младших школьников страдают дисграфией, что существенно затрудняет овладение навыком письма и негативно сказывается на оформлении письменных заданий.
Немаловажным фактором в пользу соблюдения орфографического режима является уважение к себе и учителю, который будет проверять тетрадь. Актуальными формами взаимодействия на уроке являются парные и групповые. Так небрежные и нечитаемые работы не позволяют осуществить взаимопроверку. Следует обратить внимание на то, что процесс обучения предполагает, прежде всего, умение учиться и самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Развить такие умения и навыки невозможно без формирования способности ученика к рефлексии, самопроверке, самостоятельному исправлению ошибок. Соблюдение орфографического режима, аккуратный почерк дают возможность ориентироваться в своей тетради, видеть ошибки, находить нужную информацию в своих записях. Формируется навык самоконтроля.
Выполняя любую письменную работу, ученик желает получить высокую отметку. Именно этому и способствует соблюдение требований орфографического режима. Это позволяет обеспечить внимательное выполнение работы, настраивает на вдумчивое отношение к делу. Систематическое выполнение письменных заданий в тетрадях приводит к автоматизации навыка оформления работ, что способствует тренировке координированной деятельности коры головного мозга.
Целенаправленная, систематическая, совместная деятельность ученика с учителем и родителями по оформлению работ в течение 3-4 недель в первом классе позволяет любому ребёнку усвоить основные требования орфографического режима и успешно применять их на практике. Дети становятся более организованными, ответственными, внимательными. У них развиваются память, мышление, волевая регуляция, уважение к своему труду и учителю.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам. Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ, таких как сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.
Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным каллиграфическим почерком. Пользоваться ручкой с пастой синего цвета. Все подчеркивания выполняются простым карандашом. Не допускается использование ручек с гелевыми чернилами и корректора. Тетради учащихся для 1-го класса подписывает учитель. Тетради учащихся для 3– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу в единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.
При определении каллиграфического письма следует соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Процесс письма физиологически и психологически очень сложен, так как в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы зрения, слуха и многие мышцы тела. Много трудностей возникает у детей 6-7 лет, начинающих обучение в школе, так как одновременно формируются и графический навык, и навык орфографически правильного письма.
Система работы по формированию навыка правильного соединения букв проводится обязательно, дифференцированно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Но не нужно превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку, ведь часть учащихся пишет достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени. Многие неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой в оценивании работ учащихся. Некоторые испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв. Следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.
Почерк является индикатором функционального состояния ребенка. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием требований и функциональных возможностей ребенка.
На уроках учитель использует различные приемы организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдения содержания, объема и периодичности проведения: 1-2 класс – 2 строки ежедневно; 3-4 класс – 3 строки 2-3 раза в неделю.
Упражнения по чистописанию выполняются систематически в рабочей или отдельной тетради. Учитель красным цветом показывает образец написания элементов букв, целых букв, слогов и т. д. Целесообразно в 3-4-х классах строить эту работу, ориентируясь на индивидуальный подход, так как у каждого учащегося свои проблемы в написании букв и их элементов. Важно уделять особое внимание выполнению работы над ошибками как в тетрадях по русскому языку, так и по математике. Её необходимо вести систематически. Такая работа должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения. Ученикам для этого предлагается памятка. Выполненная работа над ошибками должна быть проверена. Если есть новые ошибки, их нужно снова проработать.
Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д. Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения, выставки лучших тетрадей. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. В 1 классе по всем предметам рекомендуется использовать положительную оценочную характеристику.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, поскольку:
- являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
- воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
- формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
- организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
Соблюдение единого орфографического режима остается актуальным для системы начального общего образования и направлено на воспитание грамотной и всесторонне развитой личности.