Азовцева Т.Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия.
Б. М. Неменский, советский и российский живописец,
педагог, профессор
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, сегодня не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и своей культуры. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через устное народное творчество и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, воспитает чуткое отношение к прекрасному, будет способствовать формированию гармонично развитой личности.
Всю работу я старалась строить так, чтобы развитие ребёнка было действительно гармоничным. Прежде чем начать знакомить детей с техникой новой росписи, её цветосочетанием, колоритом, рассказывала им историю возникновения росписи, говорила о её истоках, о тех мастерах-искусниках, которые издревле придумали эту роспись. Каждая роспись используется по своему предназначению, как задумал её мастер. Дымковская – значит глиняные игрушки на потеху детям и взрослым; городецкая – это изделия из дерева, дома-терема; хохлома – это нарядная посуда, расписанная золоченой краской, потому она и зовется «Золотая Хохлома»; гжель – это бело-голубое фарфоровое чудо.
Первоначально знакомила ребят с одним из видов искусства, а затем с двумя-тремя видами в сравнении. Важно было показать детям общие образы народных игрушек и характерные различия. Ребят учила по одному-двум признакам узнавать знакомые виды декоративного изделия, будь это русская народная игрушка (дымковская, филимоновская, каргопольская), украшенная геометрическим орнаментом, или предметы быта – посуда или мебель, украшенные растительным узором – городецкой, хохломской, полохов-майданской, гжельской росписью и др. Дети учились различать их по материалам и характерным признакам. Знакомя детей с промыслом, давала некоторые сведения о нём, определяла вместе с детьми содержание и назначение предметов. Обращала внимание детей на колорит, композицию узора на изделиях. Для росписи детям предлагала силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из белой бумаги.
Проводила дидактические игры на закрепление элементов росписи и композиции «Составь узор для дымковской игрушки», «Подбери узор для юбки дымковской барышни», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась». Эти игры способствуют развитию интереса к народной культуре, различным видам росписей – дети самостоятельно придумывают новые композиции и учатся рисовать различные узоры. Так развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарь детей.
Учитывала возможности и способности каждого ребенка при планировании индивидуальной работы. Когда знакомила детей с тем или иным элементом, обращала внимание на неповторимость каждого узора, каждой детали. В ходе работы дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета росписей, стали лучше владеть кистью, могут назвать элементы росписи.
Подытоживая результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному декоративно-прикладному искусству, я убедилась, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе знакомства детей с опытом, накопленным предшествующими поколениями. Ведь народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию, рассказывая о предметах народного прикладного искусства, обогащается их словарный запас: «… на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки». Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
В процессе нашей работы у детей развились такие качества, как эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание, самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции, появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Дети, видя результаты своей деятельности, научились их анализировать и находить им применение.