Сторителлинг – инновационная технология развития речи детей

Большакова С. А., воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ № 25

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского – «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек, далёкий от педагогики, Дэвид Армстронг – глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.

Однако в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевающий исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.

«Сторителлинг» – интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Посредством сторителлинга можно обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ, используя различные лексические темы.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – одно-два предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому составлять истории можно по очереди: первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро обучаются. Уже после двух-трёх игр они могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в сказочников.

 В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Однажды много лет назад…
В некотором царстве, в некотором государстве…
Когда-то давным-давно…  Жили-были… 
Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает.

2. Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем?
Кого он встретил или что нашел?
Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Короткий вывод (итог рассказа).

 Если подробнее, то в структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:

  1. Вступление, как правило, должно быть коротким. Эта очень важная часть истории, во вступлении ставится вопрос или обозначается проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у слушателя интерес и увлечь его. В случае, если дети слушая витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.
  2. Развитие события. Здесь выявляются сюжетные направления и характеры функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Данная часть истории делает проблему сложнее, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряжённее.
  3. Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
  4. Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

  1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
  2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
  3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.
  4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.

Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала:

  • у детей повышается интерес к заданию и, как следствие, повышается концентрации внимания;
  •  расширяется запас знаний об окружающем мире;
  •  происходит развитие всех речевых компонентов;
  •  активизируется развитие высших психических функций;
  • активизируется развитие коммуникативных навыков детей.

Литература:

  1. Белько Е.С., Дубина Д.М., Старжинская В. Учим детей рассказывать.  Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб.: Златоуст, 1998. – 355 с.
  3.  Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. – №8. – С. 23-35.
  4. А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. – М.: Обруч, 2015. -192 с.
  5. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013