Мичкова Н. М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально она складывается, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают слишком поздно – когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации. Подготовка ребенка к детскому саду в семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!». Родители не всегда осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.
В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском же саду воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения. Как следствие всего этого, малыш отказывается идти в детский сад. Родители недоумевают. Им кажется, что они подготовили ребенка: много рассказывали о детском саде, наблюдали вместе с ним, как играют дети на участке. И вот, держа свою руку в маминой, он выражает желание идти в детский сад, а когда его и в самом деле приводят, плачет, не хочет оставаться без мамы.
Родители, как правило, винят детский сад, не предполагая, что причина – в их педагогической неосведомленности, незнании, как правильно готовить детей к поступлению в детский сад, так как рассказы о детском саде и наблюдения за детьми лишь внешняя сторона подготовки ребенка.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха, должна быть достаточная двигательная активность ребенка – все это будет способствовать укреплению его здоровья, предохранит от простудных заболеваний, снизит их вероятность в адаптационный период.
Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца до приема в группу. Задачи этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным. Для хорошего самочувствия малыша важны такие моменты, как кормление, укладывание спать. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
Также необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, но он уже стал большой, многому научился и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им.