Коханчук Т. Н., воспитатель ГБДОУ детского сада № 7
Возраст от 3 до 7 лет психологи и воспитатели называют игровым. Малыш познает мир взрослых и приобщается к нему, используя в своих играх всё то, что видит и наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память и внимательные пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя.
Но малыш еще не выработал своего собственного независимого поведения. У него еще нет собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Он не научился еще сравнивать и оценивать. Но как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. У ребёнка исключительная память при постоянном неосознанно-интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых, поэтому свои привычки, интересы, стиль своего поведения, своё отношение к труду и к окружающим его людям малыш «лепит» с тех, кто рядом с ним. И нам, родителям и воспитателям, никогда не следует об этом забывать.
Уже в 3-4 года мальчик и девочка прекрасно замечают: всегда ли папа помогает снять пальто пришедшей в дом бабушке, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату. Малыш видит то, как торопится по вечерам мама, стараясь успеть приготовить ужин, постирать, погладить бельё… И как папа в это же время читает газету и «болеет» перед телевизором… И десятки других давным-давно привычных нам и потому не замечаемых нами мелких домашних событий маленький ребенок видит и запоминает.
Вольными или невольными воспитателями маленького ребёнка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Сильнее влияют на его привычки и на только закладывающийся характер наиболее близкие ему люди – члены его семьи. О роли мамы в воспитании детей (особенно маленьких) сказано много. И можно не раз повторить, что малышу для здорового и нормального развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь. Спокойно засыпает малыш под мамину песню, во время болезни лекарство в маминых руках не кажется таким уж горьким, и совсем не страшно зайти в тёмную комнату, если рядом мама.
Но очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов, что мальчики «лепят» свой характер со взрослых мужчин. И в нежном возрасте самый близкий и понятный для них мужчина – отец.
Быть папой – дело серьёзное и чрезвычайно ответственное. Именно папа своим поведением, добрым и внимательным отношением к жене и матери должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защитить, помогать им.
Поведение маленького сына – чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения. Если мальчик видит, что папа всегда уступает в общественном транспорте место женщинам, сын очень скоро начнет вести себя точно так же. Если замечает, как постоянно сдержанно и воспитанно ведет себя его папа, сын тоже станет сдерживать свои эмоции. Если мальчик систематически наблюдает, как ласково и бережно относится его папа к маме и бабушке, как он часто старается разгрузить их от бесконечных домашних забот, то сыновья начнут рано приобщаться к работе по дому, они будут охотно помогать маме и бабушке.
Умный отец разумно пользуется авторитетом у детей. Никогда не оскорбит их человеческое достоинство, не повысит на них голос, тем более в присутствии посторонних. Тем резче ощущает малыш отцовское недовольство, когда он (сын) совершит вдруг какой-нибудь плохой поступок. Очень полезно для мальчика, когда у него есть общее с папой «мужское» дело или увлечение: что-то смастерить, починить, построить, отремонтировать.
Влияние папы на дочь тоже достаточно велико: умный и добрый папа на долгие годы остается для девочки образцом мужского поведения. Но девочки, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своём отношении к дому и семье, к близким прежде всего равняются на собственную маму. Именно мама должна терпеливо и умело своим примером приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. И у мамы, и у дочки также в семье должны быть свои «женские» общие дела. Для того чтобы домашние обязанности сделались привычными для ребёнка, разумно отвести для них постоянное время в режиме дня. И следует совершенно серьёзно и достаточно требовательно относиться к проделанной малышом домашней работе. Тогда ребёнок тоже начнёт относиться к своим домашним, а позднее и ко всем прочим обязанностям вполне серьёзно и ответственно.
Таким образом, любое наше действие, любой наш поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. Мы не имеем права никогда, ни на минуту терять чувство ответственности перед детьми, даже в мелочах. Вот почему папа и мама должны много и серьёзно читать, учиться, думать, воспитывать собственный разум и чувства, чтобы позднее передать всё своё накопленное душевное богатство нашим детям. Поэтому неудивительно, когда хорошо воспитанные мамы и папы при всей их занятости умудряются делать по утрам зарядку, серьёзно и систематически заниматься спортом. В таких семьях дети тоже очень рано начинают приобщаться к спорту. Значит, становятся здоровее и сильнее. А это очень серьёзный воспитательный фактор. Также достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно к окружающим их людям, с любовью и вниманием – к своим близким. Это значит – их дети впитают в себя данные качества.
Конечно же, воспитывая наших мальчишек и девочек на своём примере, мы не должны забывать о литературе и искусстве: надо чаще читать вместе с малышом книги и стараться обсудить вместе с ним их содержание, дать оценку поступкам разных героев. Тогда поведение любимого положительного героя очень скоро станет мерилом «хорошего, правильного» поведения нашего малыша. Он постарается подражать своему книжному любимцу. Таким же уроком вежливости и общей культуры для малыша может стать любой просмотренный фильм или детский спектакль (родители обращают внимание на поведение положительных и отрицательных героев, обговаривают конечный результат их поведения).
В повседневной обычной нашей жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребёнка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, конечно же, никогда не забывать, что основной пример для детского подражания — это мы с вами!