Парфененкова В. В., учитель физкультуры ГБОУ школы № 638
Уроки физкультуры являются частью общей системы образования и воспитания. Вместе с тем физическая культура – единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Одним из вариантов развития этих качеств у учащихся являются подвижные игры. Подвижные игры на уроках физической культуры применяются строго целенаправленно, с учётом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом.
Система упражнений, направлена на формирование спортивно-коммуникативных навыков. Высокая степень развития данных навыков позволяет обучающимся легче социализироваться и достигать успеха в практической деятельности за рамками школьного образования. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приёмы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма подростков, дисциплинированность класса, а также условия, в которых урок проводится. В подвижных играх учащиеся приобретают в упрощённой схематической форме многие элементарные умения и навыки, что облегчает овладение материалом программы. В связи с разнообразными двигательными игровыми действиями используются образовательные технологии (личностно-ориентированный, деятельностный подход, занятия в группах), позволяющие развивать у играющих способность правильно оценивать пространственно-временные отношения. Не менее важное значение приобретают игры с различными мелкими предметами, например мячами. Такие упражнения в играх повышают тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию движений рук и пальцев. Использование подвижных игр в целях содействия обучению движениям должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных качеств. Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма учащихся с учётом возраста, а также формированию правильной осанки. Особенность методики проведения подвижных игр на уроках физической культуры состоит в первую очередь в том, что между ними и другими упражнениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена точная связь и организационно-методическая преемственность. Дети через игру учатся взаимодействовать друг с другом (технология – обучения в сотрудничестве), общаться с командой, осваивают элементарные движения, которые они потом применяют на уроках.
В результате мониторинга было выявлено, что классы, в которых не часто играли с детьми в подвижные игры, показывают более низкий уровень учебных результатов. Использование подвижных игр в целях содействия обучению движениям должны сочетаться с задачами развития двигательных качеств. Для воспитания ловкости игры обновляются и варьируются, перед играющими ставятся новые задачи, развивающие координацию движений. Из урока в урок усложняются правила коллективных и индивидуальных действий. Для воспитания скоростных качеств игры проводятся в часто изменяющейся обстановке, усложняются дополнительными заданиями (степень их сложности зависит от возраста учащихся, их текущего физического состояния). Для воспитания выносливости варьируется непрерывная двигательная деятельность средней интенсивности продолжительностью 8-12 минут с постепенным увеличением до 15-20 минут. Подвижные игры укрепляют волевые качества, прививают навыки культурного поведения (сдержанности и самодисциплине), творческой, познавательной двигательной активности. Учащиеся приучаются проявлять в играх упорство и настойчивость. В ходе урока у учащихся воспитывается интерес к овладению техникой и тактикой игр.
В вводно-подготовительной части урока обеспечивается начальная организация и психологическая готовность учащихся к уроку, создаётся целевая установка на достижение конкретных результатов на уроке, содействующая общему разогреванию и постепенному втягиванию организма в работу, активизации функции ССС и дыхательной системы организма посредством общеразвивающих упражнений.
В основной части урока применяются подвижные игры с учётом частных задач для развития двигательных качеств.
В заключительной части урока идёт рефлексия: применяются игры малой подвижности и игры для концентрации внимания и настройки на дальнейшее продолжение учебной деятельности, а также осмысление вновь усвоенного знания, оценка пройденного до него пути, обсуждение допущенных ошибок, самооценка учащимися проделанной ими работы, формулирование необходимых выводов, связанных с методами достижения необходимого знания. Эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько внимательны учащиеся. Необходимым условием усвоения является направленность внимания на объект обучения. Во время объяснения материала посторонние звуковые раздражители могут помешать ребенку воспринимать необходимую информацию. Большое значение имеет постоянная требовательность педагога к вниманию учащихся, к качеству выполнения задания. Неожиданные сигналы, смена интонации и силы голоса преподавателя способны привлечь внимание учащихся. Дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, бурным проявлением своих чувств, иногда сменой настроения. Они особенно чувствительны к несправедливым решениям. Нечеткое судейство в игре принимается часто за подсуживание, вызывает бурю гнева. Педагогу стоит терпеливо и настойчиво формировать у учащихся сдержанность, умение владеть своими эмоциями.