Иванова М.П. воспитатель ГБДОУ детский сад № 11
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных традиций.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, их фронтовых и трудовых подвигах важно прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. В своей работе мы используем экскурсии выходного дня по местам воинской славы, посещение музеев, чтобы познакомить детей с историей своего города, его воинской славой.
Чем старше становится ребенок, тем шире мир новых понятий, открывающихся ему. Путь к такому познанию в детском возрасте лежит через игру. В игровой форме лучше усваиваются сложные понятия, закрепляются навыки и умения. Поэтому в своей работе мы применяем такие методы работы, как тематические дни, выставки, создание мини-музеев.
В группе создан центр по патриотическому воспитанию, где центральное место занимают флаги – символы Российской Федерации. В центре имеются различные карты России, фотографии, макеты и иллюстрации с видами города Санкт-Петербурга. Мы проводим большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым нашего города Санкт- Петербурга.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию.
Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Такая целенаправленная деятельность способствует формированию патриотических чувств дошкольников. Дети становятся более общительными, дружелюбными, активными. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Становятся более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Можно сделать вывод, что формирование у дошкольников патриотической позиции заключается прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.