Мечкова О.О., воспитатель ГБДОУ детский сад № 46
Современное общество – это большой объем информации, высокая мобильность и динамичность. Соответственно, успешная деятельность образовательного учреждения в наше время становится возможной только при активном взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Ведущей идеей сегодняшнего образования становится идея диалога, принятие коллективных решений, привлечение родителей к партнерским отношениям.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе образовательной и воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Ведущая цель взаимодействия – развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
В группах компенсирующей направленности для детей ТНР (ОНР) взаимодействие участников образовательных отношений можно представить в следующей модели:
Педагог (воспитатель, логопед) → ребёнок
Ребёнок → ребёнок
Педагог → родители
Технология интервьюирования помогает решить следующие цели и задачи:
Ребёнок-ребёнок:
- развивать свободное общение со сверстниками;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;
- формировать навыки коммуникации в коллективе;
- развивать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Родитель – ребёнок:
- формировать знания о правах ребенка, признание его индивидуальности;
- развивать навык сотрудничества.
Педагог – ребёнок:
- обеспечить индивидуализацию образовательного процесса;
- актуализировать содержание, формы и методы воспитания и обучения согласно возрастным и индивидуальным возможностям;
- решить задач речевого развития;
- обеспечить диалоговое взаимодействие «педагог-ребёнок»;
- активизировать мотивы саморазвития.
Педагог – родитель:
- обеспечить добровольность в сотрудничестве;
- сформировать заинтересованность педагогов и родителей в решении проблем детско-родительских отношений;
- сформировать уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
- сформировать уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов
- развить культуру общения.
Для достижения поставленных целей в своей работе я использую технологию интервьюирования.
Интервью́ (англ. interview) – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
В интервью участвуют два собеседника: интервьюер и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации). Интервьюирование проводится по определённому плану вопросов. В отличие от беседы, в которой оба участника выступают собеседниками, вопросы построены в определённой последовательности, задаёт их только интервьюер.
Поскольку работу веду с детьми с ТНР и ОНР, приоритетным направлением является развитие речи и коммуникативных качеств ребёнка. Поэтому перед собой ставлю цель: помочь дошкольнику ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.
Технология интервьюирования помогает решить следующие задачи в группе для детей ТНР (ОНР)
- развивать связную диалогическую речь;
- развивать коммуникативные качества и личное взаимодействие детей друг с другом;
- расширить и активизировать словарный запас;
- закрепить навык ведения диалога;
- способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
- развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
- сформировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
В результате использования технологии интервьюирования учитель-логопед получает возможность значительно увеличить активный словарный запас ребёнка, совершенствовать его умение строить предложения сложной конструкции с соблюдением лексико– грамматических норм и правил. В процессе у дошкольников формируется любознательность к изучаемым объектам и явлениям, коммуникативная компетентность.
Родители получают возможность стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, а также получить обратную связь.
Первый тип интервью – «взрослый-ребенок». В роли интервьюера выступает педагог. Заранее готовится план вопросов, на которые ему необходимо получить ответы. Одной из отличительных черт интервью является определенная последовательность вопросов, что облегчает классификацию и обработку полученной информации.
В зависимости от цели интервью условно делится на следующие виды:
- диагностическое интервью применяется, когда воспитателю необходимо собрать информацию о ребенке (оценить уровень достижений воспитанников, выявить их интересы, предпочтения). Целесообразнее проводить в рамках диагностики в начале и конце учебного года. Полученные видеоматериалы наглядно характеризуют речевые навыки детей, позволяют проводить анализ динамики изменений в конце каждого учебного года;
- информационное интервью применяется для сбора информации (мнение детей о каком-либо событии, рассказ о человеке или о самом себе). Применяется в течение учебного года, а также в рамках культурных практик ДОУ и группы при ознакомлении с календарными праздниками: День матери, Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д.
Второй тип интервью – «ребенок-ребенок». В этом случае в роли интервьюера и в роли респондента выступают дети. Для меня этот тип интервью наиболее интересен, так как даёт детям возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, а для меня, педагога, – это отличная возможность понаблюдать за поведением и реакцией своих воспитанников. Проведение такого типа интервью требует подготовки, поэтому провожу в два этапа: подготовительный и основной.
Третий тип интервью – «ребенок-взрослый». В роли корреспондента выступает сам ребёнок. Этот тип интервью самый сложный для воспитанников, но именно здесь у детей проявляются такие качества, как активность, инициативность. При интервьюировании взрослого между ребёнком и педагогом происходит равенство, и ребёнок осознает ответственность, возложенную на него.
Примерные вопросы по блокам
День матери |
Кто такая мама? |
Новый Год |
Кто под Новый год приходит к детям? |
Образ «Я», семья |
Твоё любимое занятие? |
Для усиления визуализации информации, чтобы быстрее донести мысли и идеи интервью, использую эффектное оформление – замену или смену заднего фона. И в этом мой помощник chroma key. Это современная технология, которую используют кинематографисты и фотографы. Использование хромакея позволяет максимально быстро отделить объект съемки от фона с целью последующей замены фона на тот, который мне необходим. Использую цвет экрана, максимально удаленный от тонов человеческой кожи, – зеленый или синий.
Процесс происходит следующим образом: в помещении крепится тканевое полотно зелёного цвета, устанавливается камера на штативе. В целях безопасности в работе с детьми рядом всегда находится помощник, который следит за оборудованием.
После съёмки начинается монтаж. В соответствующей программе система убирает все зеленые пиксели, при этом не трогая пиксели иных цветов. Таким образом объект съемки остается в кадре, отделенный от фона.
Основные правила проведения интервью:
- получение письменного согласия родителей (законных представителей) на видеосъемку;
- конфиденциальность;
- индивидуальная организация интервью (с каждым ребёнком отдельно);
- предварительная подготовка вопросов: соответствие задаваемых вопросов возрасту ребёнка и его индивидуальным особенностям, избегать вопросов, на которые можно ответить односложно «да» или «нет»;
- создание необходимых условий;
- установка камеры на штатив (не в руках педагога).
В ходе интервью ребенок учится:
- планировать свою речь;
- понимать различные ситуации общения;
- практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
- совершенствовать навыки использования невербальных средств общения;
- овладеть простыми синтаксическими моделями фраз;
- вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
- обогащать словарный запас;
- устранять аграмматичное использование слов в структуре связного высказывания;
- овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.
Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества:
Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит с помощью интервьюирования интенсифицировать работу с семьей. Взаимодействие же участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:
- добровольность;
- сотрудничество;
- уважение интересов друг друга.
Эффективность такого взаимодействия обеспечит:
Для воспитанников: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции.
Для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, воспитанниками и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами.
Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы: стать активными участниками и партнерами образовательного процесса и получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.
Литература:
- Аксенова Н.Д., Татаринцева И.Н., Галкина Н.А. Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДО. – СПб.: Учитель, 2020. – 125 с.
- Голицына, О. Л. Информационные технологии. – М. : Просвещение, 2008. – 544 с.
- Комарова Т.С., И.И.Комарова, А.В.Туликов Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 170 с.