Использование прозрачного мольберта в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Прудкая Н. В., учитель-логопед ГБДОУ № 11 Пушкинского района
При работе с детьми с ОВЗ часто выявляются следующие проблемы: дети малоинициативны, их трудно замотивировать, они плохо ориентируются в пространстве (даже в собственном теле), неусидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой и вовсе отказываются принимать участие в какой-либо деятельности. В этой статье представлены небольшие, но интересные приёмы, позволяющие использовать возможности прозрачного мольберта в работе учителя-логопеда с такими детьми.
В коррекционной работе «прозрачное чудо» можно использовать как игровое и развивающее оборудование для развития высших психических функций, мелкой моторики, развития сенсорного опыта, межполушарных взаимосвязей, памяти, пространственного мышления, тактильных ощущений, запуска и развития речи посредством игровой деятельности.
Прозрачный мольберт представляет собой деревянную раму с небьющимся стеклом. Это удобный и многофункциональный материал, позволяющий ребёнку увидеть результат работы в команде.
На стекло очень хорошо ложится любая краска (пальчиковая, гуашь). Также можно использовать маркеры, но в своей работе я предпочитаю использовать крем. Использование в образовательном ресурсе детского крема позволяет работать с детьми с нарушением коммуникации: умственной отсталостью, аутистическими чертами. Как правило, крем не вызывает отторжения у ребенка, он не оставляет красящих следов ни на пальцах, ни на одежде. К тому же он быстро удаляется с мольберта и рук с помощью влажных салфеток.
С помощью «прозрачного чуда» можно выполнить множество упражнений.
К примеру:
Упражнение «Давай познакомимся»
Задачи: развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).
Ход: взрослый прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта. Ребенок должен «поймать» ладонь через стекло.
Упражнение «Подыши на стеклышко»
Необходимо взять стекло и широко открыть рот. Сделать вдох носом, выдохнуть воздух ртом на стекло. После того как стекло затуманилось, ребенок рисует пальцем на мольберте заданную фигурку. При другой вариации упражнения дышат носом, зажимая поочередно ноздри. Если пятно получается большое – дыхание правильное.
Упражнение «Подуй на пену/краску на стекле»
Используется коктейльная трубочка. Выдуваем с ребёнком воздух на пену (краску) на стекле через соломку.
Дидактическое упражнение «Пальчики шагают»
Задача: дифференциация поставленных звуков С-З
Ход: педагог просит ребенка проговаривать нужный слог (например, СА, ЗА, ЗЫ), прикасаясь пальцами (кроме большого) к нарисованным кружкам на стекле.
Игра «Поехали кататься!»
Ход: машинка прикладывается к стеклу. Предварительно нужно наклеить с левой стороны мольберта куклу, а справа – слона.
Ребенку предлагается прокатить машину (или другой вид транспорта) от одного предмета к другому. Взрослый формулирует четкую инструкцию, интонационно выделяя предлоги «ОТ» и «К», к примеру: «Прокати машину ОТ куклы К слону», «Прокати машину ОТ слона К кукле».
Игра «Бродилка»
Ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке, нарисованной на мольберте, от одного предмета к другому.
Небольшие рекомендации при использовании мольберта:
- для каждого возраста есть своё ограничение по времени работы с установкой; эти нормы необходимо соблюдать;
- рисовать стоит как правой, так и левой рукой – это важно для развития сразу двух полушарий мозга;
- лучше всего начинать игры со сказок и различных стихотворений, чтобы вовлечь ребёнка в процесс рисования (педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью сказок и игрушек);
- для снятия напряжения важно проводить глазодвигательные упражнения.
Подведём итог. В логопедической работе «прозрачное чудо» позволяет использовать мольберт как игровое и развивающее оборудование для формирования высших психических функций, мелкой моторики, развития сенсорного опыта, межполушарных взаимосвязей, памяти, пространственного мышления, тактильных ощущений. Также мольберт помогает в запуске речи, в процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков, в обучении грамоте посредством игровой деятельности.