Федотова И. В., учитель английского языка ГБОУ школа № 638
В соответствии с требованиями ФГОС в школьном образовательном курсе необходимо обеспечить у детей достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. На мой взгляд, синквейн является удачным средством достижения метапредметных результатов, которые предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действия (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Синквейн является одним из самых интересных видов работ и способов развития творческого мышления. Цель данной технологии – добиться более глубокого осмысления темы. «Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать синквейны можно при изучении любого предмета».1
Использование метода «синквейна» на уроках английского языка – инновационная технология.
Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта
Синквейн — это хороший метод самоконтроля. Ученик сам, прочитав задание, может придумать это стихотворение. Если получается — материал усвоен отлично.
Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.
Синквейн обогащает словарный запас. Метод синквейна можно использовать при изучении и закреплении лексики, с помощью данного метода можно учить составлять мини-рассказы.
Например, слово “почта” (3 кл.)
Post office
Big, light
Send, get, buy
It’ s for telegrams and parcels Postman.
Получается маленький рассказ:
Our post office is big and light. I go there to buy beautiful postcards or posters.
I can meet postwomen there. They send telegrams or parcels. Many people get letters there. I like our post office.
Для слова школа – тема 4-5 классов
School
Old, big
Read, learn, play
I meet my friends
Super
На основании этого синквейна можно составить рассказ:
My school is a nice old building. It is big, it has got three floors. I go to school in the morning. At school I read, write, learn many interesting things. Here I meet my friends and we play . I like my school. It’s super.
Синквейн — это средство творческого самовыражения, самоопределения и самореализации
При прохождении темы “Хобби” (5 класс – УМК “Enjoy English) одна из учениц составила следующий синквейн:
Playing the piano
Beautifully, professionally
To play, to listen to, to learn It’s for me.
Music
При прохождении темы “Профессии” (5 класс – УМК “Enjoy English) эта же ученица составила следующий синквейн:
Musician
Outstanding, famous
To listen to, to enjoy, to feel
I want to be a Composer
Синквейн учит формулировать идею.
Тема “Знаменитые люди”
Isaak Newton
Outstanding, great
Explored, opened, explained
Opened the law of universal gravitation
Scientist
***
Agatha Christie
Successful, talented
Made up, wrote, published
Best-selling novelist of detective stories
Writer
***
Winston Churchill
Prominent, successful.
Governed, ruled, managed
He was Prime Minister A politician.
***
Andrei Sakharov
Most famous, youngest
Realised, devoted, participated
His works in physics Scientist
***
Peter the Great
Outstanding, creative
Gave, led, created
Cut the window into Europe
Founder
Примеры синквейнов:
***
School
Light, bright
Learn, play, and communicate
It’s a favourite place Education
***
Game
Interesting, funny
Play, shout, enjoy
It’s for entertainment
Excitement
***
Competition
Interesting, exciting
To take place, to lose, to win
Take part in different kinds
Tournament
* * *
Hobby
Interesting, favourite. To draw, to play, to collect
It’s for pleasure.
Free time
***
Saint-Petersburg
Marvelous, graceful
Attract, admire, see
It is worth to visit City
Таким образом, cинквейн – хороший метод для рефлексии, ведь излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах непросто.
Литература:
Е.А. Трифонова «Развитие критического мышления «учебное пособие хрестоматия)» в сборнике «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г