Кузнецова И. Л., методист ИМЦ, руководитель РМО школьных библиотекарей
Обычно такой вопрос задают учащимся 1-х классов, которые впервые переступили порог этого прекрасного и уникального места. Малыши, опираясь на свой небольшой жизненный опыт, пытаются ответить: что же такое библиотека, для чего она нужна в школе? Ответы самые разные: коротенькие и обстоятельные.
Давайте посмотрим, что думают сами библиотекари о роли библиотеки в современном образовании и нужна ли вообще сегодняшней школе библиотека.
– Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она находится в центре объединения учителей, учащихся и их родителей (Топунова Наталья Юрьевна, библиотекарь школы № 407).
– Библиотека в школе необходима, главная ее роль просветительская, она должна нести свет знаний, оказывать помощь учащимся и педагогам в образовательном и воспитательном процессах (Лязина Елена Викторовна, заведующий библиотекой школы № 606).
– Библиотека – это не только центр информации, но и территория комфортной развивающей среды, место общения и релаксации, психологической поддержки и духовной культуры (Хухтонен Анастасия Сергеевна, заведующий библиотекой школы № 552).
– Как бы старо не звучало, задача библиотеки – обеспечение учебной и художественной литературой учащихся и педагогов. Библиотека содействует воспитательному процессу, привлекает к чтению бумажной книги, показывает многообразие литературы как классической, так и современной. Библиотека – это место в школе, где можно посидеть в тишине, где постараются помочь, где можно просто поговорить по душам (Суркова Татьяна Александровна, заведующий библиотекой школы № 409).
– Школьная библиотека – один из самых востребованных кабинетов в школе. Библиотека – это идеальной место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды обучения, воспитания и развития: информация, культура и общение (Роолау Юлия Леонидовна, заведующий библиотекой школы-интерната № 68).
– Школьная библиотека прививает любовь к чтению, потребность в постоянном самообразовании (Урбан Юлия Олеговна, заведующий библиотекой лицея № 410).
– Роль школьной библиотеки в корне меняется. В нашей организации – это место социальной адаптации учащихся (Орвачева Лилия Петровна, заведующий библиотекой школы-интерната № 16).
– Роль библиотеки – оказание помощи и информационной поддержки учителям, учащимся, родителям, привлечение детей к чтению (Безденежных Нина Павловна, педагог-библиотекарь школы-интерната № 16).
– Роль школьной библиотеки огромна и особенно в школе-интернате. Здесь некоторые дети впервые знакомятся с книгой, с ее ролью в жизни человека (Иоганн Елена Михайловна, библиотекарь школы-интерната № 67).
– Библиотека должна быть самым значимым, приятным, радостным, комфортным местом в школе для учащихся и педагогов. Школьная библиотека – проводник культуры и знаний (Федорова Наталья Сергеевна, заведующий библиотекой школы № 606).
– Главная цель школьной библиотеки – приобщение современных школьников к чтению лучших образцов российской и зарубежной литературы. Мы должны, используя всевозможные методы библиотечной работы, содействовать воспитанию культуры, человечности, гражданской ответственности и любви к своей стране у подрастающего поколения (Смирнова Елена Алексеевна, заведующий библиотекой школы № 530).
– Библиотека – лицо школы (Морозова Ирина Витальевна, заведующий БИЦ ГБОУ № 335).
Да, библиотека по-прежнему нужна школе, но как сделать, чтобы значение ее не угасало, как выдержать конкуренцию с информационно- коммуникативными технологиями, как не потерять читателя? Сейчас трудно представить жизнь современного человека без компьютеров, телефонов, планшетов. Конечно, библиотекарю нужно стремиться к овладению новыми технологиями, но они лишь инструмент в умелых руках профессионала для продвижения книги и чтения.
Хорошая книга растит человека, помогает ему разобраться в себе, развивает ум и воспитывает сердце.
– Очень важно в нашей работе проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребенку удивительный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим очередное издание, а советником и наставником. Ведь от нас во многом зависит, каким будет наше будущее поколение, – пишет заведующий библиотекой школы-интерната № 8 Бахорина Любовь Станиславовна.
Хочется добавить, что материально-техническое оснащение важно для библиотеки: имеет огромное значение наличие детской, художественной, научно-популярной литературы в библиотечном фонде, его пополнение и обновление. Но личность самого библиотекаря важнее во много раз. Такие качества школьного библиотекаря, как доброжелательность интеллигентность, эрудиция, отзывчивость, оптимизм, начитанность, рассудительность, умение выслушать собеседника, стремление к самообразованию, любовь к детям и преданность своему делу привлекут в библиотеку много новых читателей.
Закончить статью о роли школьной библиотеки хочется утверждением замечательного русского педагога Василия Александровича Сухомлинского о том, что «…школьная библиотека должна быть «кабинетом №1» в школе».
Хочется верить, что так и будет!