18 января в Пушкине в зале «Романов» отеля «Царь-палас» в торжественной обстановке состоялось открытие Года педагога и наставника. Профсоюзная организация педагогов, Отдел образования и Информационно-методический центр Пушкинского района подводили итоги году уходящему и намечали планы на будущее. Получали заслуженные награды наиболее ярко себя проявившие руководители профсоюзных организаций образовательных учреждений, лидеры районных проектов «УниКУМ», «Традиций живая нить», «Учитель 21 века-2022».
С приветственным словом к педагогам, руководителям образовательных организаций, лидерам профсоюзных комитетов, опытным наставникам и молодым учителям обратилась Микушева Наталья Павловна, начальник Отдела образования Администрации Пушкинского района, открыв мероприятие, которое дало старт значимому событию для всей системы образования.
Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это решение было принято в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя.
В сложный период преобразований, глобальных перемен очень важно, воспитывая и обучая, формируя личность ребенка, закладывать в основу гуманистические ценности, формировать правильные ориентиры. Для решения этих актуальных задач педагогу необходимо постоянно быть в поиске, совершенствовать свое мастерство, учить и учиться.
Это будет интересный, насыщенный различными образовательными и творческими событиями год. В активное взаимодействие на различных площадках предполагается вовлечь около 80 миллионов граждан. Не менее 40% педагогов повысят свою квалификацию за счет средств федерального бюджета, что, безусловно, будет способствовать развитию профессионального и творческого потенциала.
Миссия года – воздать должное уважение нашим учителям и повысить интерес молодежи к педагогике. Уже сейчас в восьмидесяти трёх регионах России открыты 3 300 профильных классов психолого-педагогической направленности, в которых обучаются более 50 000 обучающихся, планирующих в дальнейшем связать свою жизнь с педагогикой.
В Пушкинском районе Санкт-Петербурга 87 образовательных организаций, в которых успешно трудятся более семи тысяч педагогов. Мы гордимся своими традициями, победами в конкурсах, качеством образования, которое получают выпускники наших школ. Много интересных инициатив реализуется в работе с молодыми учителями, совершенствуется система наставничества, инновационные идеи педагогов Царского Села не только широко представлены в регионах страны и за ее пределами, но и высоко оценены педагогическим сообществом.
Затем педагогов поприветствовал председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования Кайнов Иван Васильевич, который также поздравил присутствующих и пожелал профессиональных успехов и творческой реализации педагогическому сообществу Пушкинского района. В своём выступлении он сделал акцент на необходимости юридической защиты прав педагога – наши профсоюзы сейчас работают над предложениями, которые в ближайшее время будут представлены в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.
Наталья Павловна Микушева продолжила диалог, представляя главную особенность образовательной системы Пушкинского района – проектную основу.
С 2016 года Программы развития районной образовательной системы реализуются через интересные проекты, которые создаются творческими группами педагогов. В 2020 году район приступил к реализации программы, в названии которой отражена эта особенность – «Педагогическое сотрудничество в проектной среде эффективного образования». Именно проекты помогают педагогам грамотно анализировать накопленный опыт, находить нужных партнеров, творчески проявлять себя. Каждый год в Российской Федерации посвящен, как правило, одной актуальной теме, и мы, ориентируясь на нее, открываем новые районные проекты. Таким образом, с 2015 года учителя и воспитатели, педагоги системы дополнительного образования стали участниками 8 проектов, а это почти 1500 педагогов.
О проекте «Традиций живая нить», который был реализован в 2022 году, рассказала Осипенко Наталья Николаевна, заместитель директора информационно-методического центра по организационно-методической работе. Этот проект значим, так как 2022 год войдет в историю как год глобальных перемен, на фоне которых особую роль и особое звучание приобрела тема национального самосознания, традиций, языковой культуры.
Указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России. Почти 200 народностей и национальностей проживают на территории нашей страны. Каждая обладает уникальной культурой, языком, традициями. Культурное наследие – это то, что определяет характер и индивидуальность каждого народа.
Цель проекта «Традиций живая нить», посвященного Году культурного наследия народов России, – обобщение педагогического опыта, направленного на сохранение и развитие культурных традиций, бытующих в народах, населяющих нашу страну, на патриотическое воспитание школьников.
Участниками проекта стали педагогические работники школ и дошкольных образовательных учреждений Пушкинского района.
В числе мероприятий проекта была деятельность в рамках планов образовательных учреждений, посвященных Году культурного наследия народов России, ежемесячные публикации в специальной рубрике «Возвращение к истокам» электронной газеты «ПеЛиКАН» статей о проводимых в образовательных учреждениях мероприятиях, посвященных Году культурного наследия народов России, районный фестиваль фотографий, презентаций и видеосюжетов, отражающих различные этапы реализации проекта в ОУ.
Итогом Проекта стало формирование банка данных наиболее успешных моделей организации работы по сохранению, изучению и развитию культурных традиций народов России.
Педагогические работники 22 образовательных учреждений №№ 335, 406, 408, 511, 530, 604, 638, 645, школы-интерната 67, дошкольных образовательных учреждений № 2, 4, 6, 7, 19, 25, 27, 35, 36, 38, 42, 47, ДО школы № 606 активно сотрудничали с районной электронной газетой «ПеЛиКАН» в рамках реализации проекта.
Лидерами проекта стали: педагог-организатор школы-интерната №8 Максимова Наталья Леонидовна, педагог-организатор школы № 257 Калиновская Екатерина Александровна.
Калиновская Е.А. рассказала о проекте, посвященном Году национальной культуры, который она реализовала в своей школе. Ее воспитанники изучали особенности национальных культур народов России – это обычаи, сказания, образ жизни, игры, песни, танцы, цвет флага, национальная кухня и т.д. и знакомили с ними учеников начальной школы.
Затем Смирнова Светлана Евгеньевна, редактор районной электронной газеты «ПеЛиКАН», рассказывала об успешно реализуемом долгосрочном проекте «Учитель 21 века», куратором которого она является.
Проекту уже 8 лет, в течение которых ИМЦ плотно и продуктивно работает с молодыми педагогами Пушкинского района. Проект рассчитан на год, за это время делается всё, чтобы молодой учитель закрепился в профессии, не разочаровался в школе, нашёл друзей и соратников.
На проект работают образовательные ресурсы района: за 8 лет состоялось множество встреч, почти 50 выходов в образовательные организации района – мы благодарны нашим партнёрам: школам, учреждениям дополнительного образования, психологам, которые с нами сотрудничают, помогают молодым коллегам обрести себя в профессии.
За восемь лет нашими выпускниками стали 262 человек, причем 38 из них оставались на второй, третий, и даже четвёртый год.
Наш проект должен помочь молодым осознать, что педагог должен быть разносторонней личностью, и его жизнь в профессии заканчивается, когда он становится неинтересен своим ученикам.
«Учитель 21 века» – проект, в котором мы также используем образовательные ресурсы Санкт-Петербурга: Герценовская олимпиада, конференция «Созвездие молодых», проводимая в рамках СПб Международного педагогического форума, фестиваль педагогических идей «Петербургская осень», конференции по проблемам молодых, которые организуют коллеги из Красногвардейского и Василеостровского районов. Конечно, настоящее погружение в профессию происходило в процессе подготовки Конкурса учительских команд, который трижды проводил Комитет по образованию. Это была настоящая школа профессионализма, концентрация всех творческих возможностей, серьёзный опыт. В этом очень сложном, многоэтапном конкурсе постоянно принимали участие и молодые учителя – участники проекта
Не может не дать результатов такая насыщенная творческая профессиональная среда. Поэтому сегодня среди наших выпускников – заместители директоров и методисты, руководители структурных подразделений, аспиранты, победители престижных профессиональных конкурсов. Почти 30% наших ребят закончили магистратуру или сейчас там учатся.
Проект «Учитель 21 века» даёт старт в профессию, помогает определиться с приоритетами, выстроить индивидуальный образовательный маршрут, продумать свой дальнейший профессиональный путь – это может быть путь отличного специалиста-предметника, путь методиста или наставника, руководителя образовательной организации… а может быть, и министра образования.
Грамоты Лидерам проекта 2022 года были вручены Смирновой Элине Владимировне, учителю английского языка школы № 606, и Микляеву Леониду Александровичу, учителю английского языка школы № 315.
О значении проекта «Учитель 21 века» в своём профессиональном становлении рассказала Смирнова Э.В.
Административным группам – наставникам и вдохновителям учителей – посвящен районный проект «УниКУМ» (Универсальная Команда Управленческого Мастерства).
О нём рассказала директор информационно-методического центра Серова Любовь Геннадьевна.
Работать в рамках проекта с молодыми учителями очень интересно. Организаторы проекта видят конкретную цель: успокоить, направить, поддержать, обучить… Возможно ли такое с мастерами, опытными людьми, управленческими командами? Как показала практика, – да! Не менее интересно взаимодействовать с администраторами школ, только задачи перед нами стоят другие.
Конечно, понимая загруженность, жизнь в постоянном режиме многозадачности, обилие бумаг, в январе 2021 года мы сразу остановились на дистанционном формате, оставив очным только последний этап.
Управленческая команда – это мини университет, в котором уникальность каждого участника, обеспечивает универсальность в решении поставленных задач.
Проект рассчитан на пять лет, мы хотим, чтобы все административные команды района поработали в рамках проекта.
Ежегодно по определенному принципу формируется новая «семерка» участников.
Проект не носит соревновательный характер. Главная цель – создать ситуацию коллективной работы над актуальной темой. Мы подталкиваем команды к самоанализу, моделированию, поиску своих определений, расстановке приоритетов. И получаем в результате семь вариантов решения задачи, каждый из которых отражает специфику условий, самобытность коллектива, нюансы управленческого стиля. Полученные материалы, безусловно, интересны для коллег и помогают в организации методической работы. Каждая схема, модель, коллаж могут стать отправной точкой для педагогического совета, семинара, тренинга. На сайте ИМЦ вы можете познакомиться с этими материалами.
В 2021 году мы размышляли над проблемой адаптации молодых педагогов, особенностях воспитательной работы, профессиональных дефицитах. В 2022 команды формулировали принципы административной политики, искали знаки качества современной школы, представляли модели наставничества.
Настоящим праздником становится заключительный очный этап. Эти встречи действительно воодушевляют, потому что позволяют самое серьезное содержание представить в креативном ключе.
Убеждены, что в Год педагога и наставника наш «УниКУМ» будет полезен, ведь директора, заместители, методисты – главные наставники молодых и опытных учителей.
Дипломы участников проекта 2022 года были вручены лидерам команд – директорам школ №№ 460, 315, 449, 477, 645, 511, 410.
Приглашения к творческому взаимодействию на 2023 год получила третья «семерка» – административные команды школ №№ 257, 335, 409, 459, 604, 606, 607.
Старт проекта «УниКУМ – 2023» – 05.02.2023 года.
Короваева Лариса Евгеньевна, директор школы № 511 и лидер своей команды, сказала несколько слов о важности такого необычного творческого проекта для административной команды образовательного учреждения.
На региональном уровне программа наставничества внедряется уже третий год: определены цели и задачи, включились в работу пилотные школы, каждая образовательная организация продумала свою модель. Следуя сложившейся традиции, в «Год педагога и наставника» начинается реализация нового районного проекта «Наставничество – умение вдохновлять!», о котором рассказала руководитель районного методического объединения педагогов-наставников Катович Юлия Андреевна.
Для чего нужно наставничество? Есть множество цитат на эту тему.
А вот текст, созданный нейросетью – искусственным интеллектом:
«Для того чтобы научить чему-нибудь новичков, чтобы они могли работать самостоятельно; рассказать о том, как лучше делать работу, чтобы она была выполнена качественно и вовремя; показать на примерах, как правильно делать ту или иную работу».
Во многом мы согласны с искусственным интеллектом, но не во всём! Искусственный интеллект не в состоянии учесть главного – наставничество – это искусство. Искусство вдохновлять! Именно поэтому в нашем районе действует уникальная система наставничества в формате методического объединения, которого нет ни в одном другом районе города. Такая структура позволяет работать одной большой слаженной командой и добиваться лучших результатов. В этом направлении мы и будем двигаться дальше.
В начале каждого учебного года проводится мониторинг, чтобы оценить динамику внедрения различных форм наставничества. И я с гордостью могу сказать, что на данный момент в каждом образовательном учреждении Пушкинского района реализовывается такой вид наставничества, как учитель-учитель. На базе наших школ постоянно проходят семинары, конференции и круглые столы. Наши кураторы наставничества, наставнические команды становятся победителями профессиональных конкурсов. Мы активно сотрудничаем с центром развития наставничества АППО и с ЦНППМ. На этот 2023 год, который, как нельзя кстати объявлен Годом учителя и наставника, у нас большие, далеко идущие планы.
Во-первых, мы предлагаем коллегам участие в подпроектах, которые предполагают публикации в нашей районной электронной газете «ПеЛиКАН». Эти материалы позволят нам выявлять и распространять лучшие практики наставничества в образовательных организациях, пропагандировать успешный опыт наставничества, узнавать о педагогах, вышедших из педагогических династий, которые на протяжении десятилетий служат делу Просвещения, вдохновляя своих детей и внуков к продолжению семейного дела.
Во-вторых, в целях дальнейшего развития движения наставничества, повышения статуса и престижа наставничества и признания значительного личного вклада педагогов-наставников в поддержке молодых специалистов мы организуем районный конкурс наставников и приглашаем коллег к участию. Конкурс будет проводиться в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений. На основе данного конкурса будет сформирован банк лучших практик наставничества Пушкинского района.
В-третьих, повышению профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективной деятельности в качестве наставника в сфере образования, будет способствовать образовательная программа по повышению квалификации наставников, которую мы начинаем реализовывать в этом учебном году.
И в-четвертых, мы продолжаем сотрудничество школ по направлению наставничества, которое широко развито в нашем районе, и не собираемся останавливаться на достигнутом. Кроме различных семинаров, мастер-классов, конференций и круглых столов, которые организуют школы нашего района, мы планируем организовать семинар для наставников других регионов России «Наставник для наставника». Нам есть что рассказать, показать и чем поделиться.
Затем Микушева Н.П., отметила, что помимо представленных проектов, в 2023 наши педагоги примут участие в образовательных событиях Петербургского международного образовательного форума, конференциях, организованных Центром непрерывного профессионального педагогического мастерства, различных конкурсах.
Об одной инициативе наших коллег хотелось бы рассказать на сегодняшней встрече. Лидерами проектной идеи конкурса «Простые решения» стали лицей № 410 и школа № 500. Организаторами конкурса являются Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Российский Государственный университет имени А.И.Герцена и редакция журнала «Управление качеством образования». Цель конкурса – выявление и распространение лучших педагогических практик по разработке и внедрению авторских технологий и приемов проведения уроков, а также адаптация известных методик и технологий, направленных на повышение качества общего образования. Школы района получат положение о конкурсе в конце января и, наверняка, используют эту возможность для презентации своего передового опыта.
Открывая Год педагога и наставника, мы, безусловно, стремимся оперативно включиться в региональные программы, учесть в наших планах поступающие от учреждений предложения, на всех уровнях пропагандировать профессию учителя. А самое главное – попытаться достоверно, воодушевленно, полно рассказать о людях, которые посвятили себя делу обучения и воспитания. Наша задача – прожить Год педагога и наставника так, чтобы он запомнился каждому интересными встречами, оригинальными проектами, открытием новых горизонтов… И был наполнен вдохновением!
В конце мероприятия Микушева Наталья Павловна и председатель территориальной организации Пушкинского района СПб общероссийского профсоюза образования Ермилова Светлана Николаевна вручили грамоты и благодарности:
- Чулицкой Ирине Петровне, директору школы № 335;
- Алексеевой Татьяне Васильевне, председателю совета молодых педагогов Пушкинского района, председателю первичной профсоюзной организации школы-интерната № 68;
- Мингалеевой Людмиле Андреевне, председателю первичной профсоюзной организации детского сада № 44;
- Катович Юлии Андреевне, учителю математики школы № 500, выпускнице проекта «Учитель 21 века», победителю районного конкурса педагогических достижений в номинации «Педагогические надежды», руководителю районного методического объединения педагогов – наставников.