Психологический аспект воспитания учащихся начальных классов

Антипорович Г. О., учитель начальных классов ГБОУ школа № 638

Когда я принимаю очередной первый класс, всегда испытываю определенную тревожность. Ведь семилетние дети зачастую уже прошли школу детского сада, имеют навыки поведения в коллективе. Но все они, конечно же, разные. Разные по стилю общения, темпераменту, здоровью. Дети воспитываются в разных семьях и имеют разную степень готовности к обучению в школе. Сентябрь-октябрь – это месяцы наблюдения и изучения учащихся и их семей.

На помощь приходит школьный психолог. Вместе разрабатываем параметры наблюдений для выявления приспособленности ребенка к школе. Разрабатываем опросный лист для родителей в целях более полного раскрытия возможностей ребенка и создания благоприятных условий для его развития.  Карту наблюдений различных форм поведения мы разработали на основе карты наблюдений Д.Скотта. Но с учетом возраста учащихся брали такие параметры, которые бы позволили определить степень и причины тревожности, эмоционального напряжения и устранить причины, вызывающие их.

Карта наблюдений за учащимся

  1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
  2. Плачет, когда ему делают замечания.
  3. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
  4. Лжет из боязни.
  5. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
  6. Не подходит к учителю по собственной инициативе.
  7. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
  8. Легко устраняется от активного участия в игре.
  9. Мечтает и занимается чем-то другим вместо школьных занятий (живет в другом мире).
  10. Не проявляет интереса к коллективным играм.
  11. Охотно выполняет свои обязанности.
  12. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
  13. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
  14. Добивается симпатии учителя. Подходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.
  15. Ребенок пытается «монополизировать» учителя.
  16. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
  17. Ребенок полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.
  18. Любит быть в центре внимания.
  19. Ребенок хвастает перед другими детьми.
  20. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
  21. Играет в игрушки, слишком детскими для  его возраста.
  22. Ребенок слишком инфантилен в речи.
  23. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям взрослых.
  24. Ребенок слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
  25. Неорганизован, разболтан, несобран.

1-8 – недоверие к новым людям.
9-10 – уход в себя.
11-17 – тревога по отношению к взрослым.
18-20 – тревога по отношению к детям.
21-25 – эмоциональное напряжение.

Очень важно, на мой взгляд, выявить психологическую атмосферу семьи.

Опросник для родителей

  1. Вы каждый день целуете ребенка, говорите ласковые слова или      шутите с ним?
  2. Вы с ребенком каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  3. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, театр, катание на лыжах, посещение родственников и т.д.)?
  4. Вы знаете его друзей (чем они увлекаются, где живут)?
  5. Вы в курсе его симпатий?
  6. Вы знаете о его недоброжелателях?
  7. Вы знаете, какой у него любимый предмет в школе?
  8. Вы первым идете на примирение, разговор?
  9. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Но такой опрос  достаточно сложен. Далеко не все родители идут на контакт с учителем в таком деликатном вопросе, как эмоциональная атмосфера, отношения между членами семьи. Иногда раздражительность, жестокость или нетерпимость даже одного из родителей ведет к повышенной возбудимости, агрессивности ребенка. Либо, наоборот, это приводит к подавленному настроению, пониженной работоспособности.

Только внимательно присматриваясь к ребенку, к его отношениям с одноклассниками и взрослыми, можно увидеть неблагополучие в эмоциональной атмосфере семьи, тактично, совместно с психологом дать разумные советы, направленные на коррекцию.

Важно также знать характер взаимоотношений родителей с ребенком:

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
  • сотрудничество (взаимное уважение, совместные переживания радостей, неудач и т.д.).

Опираясь на данные, полученные в результате наблюдения за учащимися   из опросника для родителей и из собеседования с ними, я и строю воспитательную работу с классом и с каждым учащимся. При ежедневном взаимодействии с учениками я пытаюсь вовремя увидеть проблему и помочь ребенку в трудной ситуации. Учащиеся младших классов, особенно первоклассники, видя внимательное отношение к себе, сопереживание, начинают доверять мне, и отношения между нами становятся доброжелательными, что, на мой взгляд, дает положительный эффект в  дальнейшем воспитании и обучении.

Конечно, полностью исключить проблемы не всегда удается. Проблемные ситуации в развитии ребенка возникают довольно часто. Но внешние проблемы, связанные с общением, учебной деятельностью,  отношением со взрослыми стараюсь предупредить либо вовремя разрешить. Во многом мне помогает сотрудничество со школьным психологом и специальная литература по психологии младших школьников. На мой взгляд, дети больше  отзываются на сочувствие и сопереживание и меньше – на советы и информацию. Однако  если мы хотим, чтобы наши советы и наша информация воспринималась, надо уметь не только говорить, но и слушать и слышать ребенка. Наблюдая за учениками и беседуя с ними, важно понять, что их  больше всего огорчает или волнует, что вызывает чувство вины.

Я придерживаюсь стратегии психологической поддержки, систематизированной психологом С.В. Кривцовой:

  • эмпатийное слушание;
  • опережающая похвала;
  • принятие ошибок как нормального и нужного явления;
  • подчеркивание любых улучшений;
  • акцентирование внимания на сильных сторонах личности;
  • оказание внимания, одобрения;
  • выражение теплых чувств.

Эта стратегия во многом помогает мне избежать конфликтов и непонимания во взаимоотношениях  как с  учащимися, так и с их родителями.