Шишова Е. В. воспитатель группы продленного дня ГБОУ школы № 500
В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности.
Паблисиус Сайрус, римский поэт, художник
Самое главное для родителей – это жизнь их детей. В современном мире проблемы безопасности движения на дорогах приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. До сих пор общественность не придает должного значения проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, правильного поведения и уважительного отношения к правилам дорожного движения. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения как водителей транспортных средств, так и детей. Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это:
- переход проезжей части в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее;
- нарушения правил дорожного движения при управлении велосипедами, самокатами, электро-самокатами.
Статистика нарушений свидетельствует об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумении юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.
Данные по детскому дорожно-транспортного травматизму заставляют педагогов постоянно искать новые эффективные пути решения этой проблемы. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении – проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми и родителями. Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – это сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения путем создания условий для обучения детей правилам дорожного движения через организацию интегрированных уроков, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма. Одним из методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма я считаю интегрированные уроки по окружающему миру, побуждающие ребят к поиску нестандартных, творческих решений проблем, которые ставит перед ними педагог. Такие формы работы способствуют развитию и формированию навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Для формирования и развития навыков безопасного поведения на улице и дорогах на уроке по окружающему миру (тема «Почему нужно быть осторожным?») ребятам было предложено создать свой иллюстрированный сборник правил по безопасности детей, а в целях закрепления материала учащимся необходимо было придумать свой знак безопасности, опираясь на тему урока.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществилось на уроке технологии созданием своего собственного знака безопасности детей. На уроке были использованы метапредметные технологии по математике и черчению.
В завершении урока технологии в классе получилась собственная игра по правилам дорожного движения, в которую учащиеся всегда смогут поиграть.
В ходе такого интегрированного урока, проведённого в творческой форме, у учащихся сформировались навыки грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения. А игра, как результат многократного повторения, поможет сделать этот навык устойчивым.