Пионтек А.В., заместитель директора
по УВР ГБОУ школа-интернат № 8
Черевичная Н.Н., учитель начальных классов,
воспитатель ГБОУ школа-интернат № 8
Осипова В.М. учитель начальных классов,
воспитатель ГБОУ школа-интернат № 8
Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить.
Жан Ванье «Из глубины»
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и особых, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности – их не брали в учреждения, где обучались нормотипичные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаёт для них оптимальные условия обучения – инклюзивное образование. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.
Так, в основу инклюзивного образования положена идея по созданию системы образования, согласно которой исключается любая дискриминация детей и обеспечивается равное отношение к людям с различным уровнем здоровья, но создающая особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В связи с этим возникает вопрос: «Готовы ли мы перейти на инклюзивное образование и предоставить особым детям полное право получать знания наравне со всеми?»
Инклюзивное образование – это целая философия взглядов, и уместить её в одну статью невозможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.
Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения.
Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нужно рассмотреть, что именно представляет собой инклюзивное образование, что дает нам, и с какими проблемами сталкивается школа при реализации инклюзивного образования.
Что дает инклюзивное образование?
- Новый социальный подход к особым детям.
- Приветствует разнообразие.
- Рассматривает различие между людьми как ресурс, а не как проблему.
- Личностное развитие и социальные навыки.
- Развитие самостоятельности и самоопределения.
- Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
Проблемы, с которыми сталкивается общеобразовательная школа при организации инклюзивного образования.
- Несоответствие учебных планов и содержания обучения в общеобразовательных классах особым образовательным потребностям ребенка.
- Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
- Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
- Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
- Уровень общественного сознания.
В идеале таких проблем быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп, оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального, и дополнительного образования (как «образование для всех»).
На базе ГБОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга с 01.09.2020 года был открыт ресурсный класс для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). С 01.09.2022 года стал функционировать и второй ресурсный класс. Дети данной категории обучаются по адаптированным программам (варианты – 8.2 и 8.3).
Ресурсные классы созданы с целью обеспечения обучающимся с РАС реализации права на получение общего образования в условиях инклюзивного образования в среде совместного обучения с типично развивающимися сверстниками.
Функционирование ресурсного класса предусматривает:
- организацию специального пространства для обучающихся с РАС;
- организацию специального режима обучения;
- организацию специального рабочего места обучающегося с РАС;
- организацию рабочего места учителя;
- наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
- не менее 80 % времени, затраченного на освоение обучающимся с РАС АОП внутри пространства ресурсного класса, тьюторское сопровождение учащихся на протяжении всего учебного дня, посещение коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя ритмики и АФК для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения.
Обучающиеся посещают занятия как в ресурсном, так и в общеобразовательном классе. В рамках инклюзии дети с РАС в сопровождении индивидуальных тьюторов посещают уроки технологии, изобразительного искусства, музыки, физкультуры и окружающего мира в общеобразовательных классах, остальные – внутри пространства ресурсного класса.
У наших учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях учебно-воспитательного процесса, которые направлены на включение учеников с РАС в доброжелательную и семейную обстановку школы-интерната. У ребят появляется возможность для общения со сверстниками. Адаптация этих детей менее навязчива и не содействует выработке стереотипов. Индивидуальная помощь тьюторов не отделяет и не изолирует учеников от учащихся класса, в котором они обучаются.
Дети и взрослые, учащиеся и педагоги получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение совместной работы ради общего блага.
Таким образом, инклюзивное образование – это не просто совместное обучение детей с ЗПР и детей с РАС, это сложный процесс перестройки всей педагогической системы. И он не принесет желаемых результатов, не закрепится в обществе до тех пор, пока мы не научимся находиться рядом с особыми учащимися. И постепенно, шаг за шагом организовывать такие условия в стенах учебных заведений, чтобы особый ребенок смог почувствовать себя правомерным участником учебно-воспитательного процесса. Пока не научимся помогать им, а они помогут нам стать добрее, отзывчивее и милосерднее.
Используемая литература:
- Шурыгина В.В., Чуктурова Н.И., Шурыгин А.С. Современные психолого-педагогические подходы к инклюзивному образованию / В.В. Шурыгина.,Н. И. Чуктурова., А.С.Шурыгин // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика.- 2015. №3. с. 73 – 76.
- Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.
- Удовиченко, Н.А. Инклюзивное образование: итоги и задачи / Н.А. Удовиченко // Инклюзивное образование: опыт и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2009.