Применение творческого практико-ориентированного подхода к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся и педагогов

Дрягина О. Г., заместитель директора по УВР ГБОУ № 604

24 января 2023 года на базе ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга проведен семинар для педагогов района по теме «Методическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности в системе ЭОР «Интеграция+». На семинаре присутствовали 37 человек из разных школ района.

Семинар  традиционно начался с приветственного слова директора школы Дерипаска Е.И., которая пожелала всем продуктивной деятельности. И работа закипела. Заместитель директора по УВР Дрягина О.Г. подготовила интерактивный теоретический блок «Функциональная грамотность педагога – залог успешности обучающихся», в котором напомнила присутствующим о понятии «функциональная грамотность» и о международных исследованиях PISA. Участникам семинара была дана возможность проанализировать результаты региональной диагностической работы по функциональной грамотности района в сравнении с результатами школьников Санкт-Петербурга в целом, чтобы ещё  раз подчеркнуть актуальность темы.

Следующий мастер-класс по теме «Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности» проведён модератором семинара Лужковой А.Н., заместителем директора по УВР. Было отмечено, что основной проблемой современного образования является то, что дети не читают и не умеют работать с текстом. Учителем русского языка и литературы Колесник Л.С. был представлен опыт работы с детьми на примере басни И. Крылова «Свинья под дубом» с использованием  приема «Ромашка Блума». А Кульберг Е.И., учитель русского языка и литературы, применяя уже пирамиду Блума, показала коллегам, насколько важно правильно поставить вопрос к тексту самому педагогу. Участники семинара работали с текстами по обществознанию и биологии через ЭОР «Интеграция+». Также был продемонстрирован опыт использования на уроках кубика Блума, когда в игровой форме можно не только задать вопрос, но и получить на него ответ.

Мастер-класс «Урок одной задачи» был представлен методистом Алсуфьевой Н.Л. и командой педагогов (Каравай С.В, Быстровой В.В., Лазаричевой Е.В., Кельдышевой Н.Ю., Поповой М.Н., Карибской О.В.) На примере отрывка из произведения Льва Кассиля учитель истории Каравай С.В. вспомнила о традиции, которая зародилась в годы войны – встречать подводников из похода жареным поросенком. Затем учитель биологии Быстрова В.В. рассказала о том, какого выбрать поросенка для запекания и о ценности этого продукта для организма. А уже учителя физики Лазаричева Е.В. и Кельдышева Н.Ю. решали  задачу с определением времени прихода подводой лодки в гавань и определяли, сколько нужно топлива для приготовления одного поросенка. Учитель математики Попова М.Н. в ходе урока выясняла, что выгоднее: содержать свиноферму или покупать поросенка на рынке. И закончился мастер-класс заданием на развитие креативного мышления. Учитель ИЗО Карибская О.В. рассказала коллегам об образе свиньи в искусстве и предложила изготовить поросенка в технике бумагопластики. Участники семинара с огромным интересом включились в эту работу, создавая свои шедевры. Кульминацией мастер-класса стал вынос жареного поросенка, который стал проявлением креативного решения педагогов.

Осипенко Н.Н, заместитель директора по организационной и методической работе ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга, высказала благодарность директору школы и команде педагогов за практико-ориентированный подход при проведении семинара. Со словами благодарности выступила Нужнова Н.М., к.п.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена, отметив, что два часа плодотворной работы пролетели незаметно.