Косенкова З.К., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП, ГБОУ № 409
Лазарева А.Н., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП, ГБОУ № 604
Лебедь Т.В., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП, ГБОУ № 604
…Непроверяемые написания составляют 30-35 % по отношению к проверяемым.
Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами.
О.А. Лёвушкина, к.п.н.
«Как правильно пишется: кОсмОнаВт или кАсмАнаФт, гИрой или гЕрой, рЕбята или рИбята?» – зачастую такие вопросы задают дети взрослым, когда не могут подобрать проверочное слово и сомневаются в правильности своего письма. Взрослые называют такие слова «словарными» и просят детей заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь. Их написание не подчиняется никаким правилам, и запоминать их приходится только путем многократных повторений. Конечно же, написание всех словарных слов запомнить невозможно. Однако объём, предусмотренный школьной программой, необходимо усвоить каждому ребёнку для успешного обучения. И этот объём немаленький – только за первые три года обучения дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к окончанию школы исчисляется тысячами.
Каждый ребенок индивидуален, у каждого свои возможности и способности. Одним учащимся запоминание слов дается легко. Это называется “врожденной грамотностью”. Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. Особенно большие трудности испытывают дети, имеющие речевые проблемы. Из-за плохой слухоречевой памяти, недостаточного зрительного восприятия и трудностей распознавания «ошибкоопасных мест» традиционная методика запоминания им не подходит. Механическое заучивание и многократное прописывание оказывается неэффективным.
Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходимо использовать такие методы и приёмы, которые будут направлены на развитие всех видов памяти, внимания и активизацию мыслительной деятельности учащегося.
Для лучшего запоминания словарных слов мы разработали дидактическое пособие, которое, на наш взгляд, будет эффективным, потому что построено на принципе игры, и, играя, дети даже не заметят, что овладевают орфографическим навыком.
В игре «Словарное время» собран игровой материал, состоящий из 7 заданий, он предназначен для индивидуальной работы с детьми 7-11 лет. Задания подобраны от простого к сложному и направлены на формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование процесса письма.
Такая игра способствует формированию:
- звукобуквенного анализа и синтеза;
- слогового анализа и синтеза;
- понятия о слове как о единице речи;
- анализа и синтеза структуры предложения.
Кроме того, все задания игры нацелены на расширение словарного запаса, на развитие логического и образного мышления, тренировку слухоречевой и зрительной памяти, внимания и развитие орфографической зоркости.
Игра будет полезна учителям-логопедам, учителям начальных классов и родителям.
Все задания выполняются на игровом поле с вращающейся «шестерёнкой».
Каждое задание игры «Словарное время» включает в себя:
- 1 карточку с названием и инструкцией;
- 12 карточек-шифровок;
- 1 вкладыш с картинками и словами на оборотной стороне.
Карточки для проведения игры отбираются в зависимости от задачи и от возможности игроков. Уровень сложности определяет взрослый.
Игра заканчивается, когда игрок на игровом поле правильно наберёт слово по буквам.
Таким образом, каждое словарное слово отрабатывается несколько раз через различные виды деятельности, что способствует эффективному запоминанию их написания.
Изучение словарных слов следует традиционному принципу написания. Этот принцип заключается в том, что многие слова пишутся так, как писались когда-то раньше без всякого учета современного состояния русского языка, т.е. эти слова пришли с древних времен в неизменённом виде.