Смелова Л. В., музыкальный руководитель ГБДОУ № 33
Вот и отшумели новогодние праздники в нашем детском саду, но эмоции, радость, волшебство все еще остаются с нами. Более двадцати лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду и хочу поделиться опытом работы по подготовке и проведению утренников.
Театрализованная деятельность – источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализация развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам. Наши старые добрые сказки, которые знали еще наши бабушки и мамы, всегда интересны и востребованы, потому что в них добро всегда побеждает зло, а это очень важно знать и понимать нашему подрастающему поколению. Дети, впитавшие историческую культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни.
Поэтому на собственном опыте знаю, как благотворно театр влияет на становление личности ребенка. Застенчивые и робкие дети становятся уверенными, слишком активные начинают уважать коллектив, учатся жить по его правилам. У воспитанников развиваются творческие и музыкальные способности.
Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает, корректирует поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
На протяжении последних лет я веду долгосрочный проект по театрализации, ведь театральное искусство способствует всестороннему развитию гармоничной личности ребенка. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными.
Театр оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроения дошкольников, расширяет кругозор, формирует моральные и умственные представления.
Я стараюсь всегда использовать и на занятиях, и в сценариях праздников театральные постановки.
Новый год – самый любимый, добрый, сказочный праздник, который ждут в каждом доме, в каждой семье. Но никто так искренне не ждёт новогоднего чуда, волшебных превращений и приключений, как наши дети. Именно поэтому в нашем детском саду к проведению новогодних утренников особое отношение. Мы решили провести новогодние утренники в виде театральных постановок музыкальных сказок.
Именно спектакли, как единое целое, а не просто сценки и сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях приносят огромную радость детям, педагогам и родителям. Постановки спектаклей силами педагогов и детей очень полюбились нашему коллективу. В этом году мы подготовили два спектакля по сказкам «Снежная королева» и «Морозко».
Мы продумывали и шили костюмы всем коллективом для детей и взрослых, что приносило огромную радость от совместной работы, особенно, когда примеряешь костюмы, сшитые своими руками. А наши маленькие актеры просто с восхищением кружились и прыгали в новых нарядах!
Предварительно воспитанники слушали и просматривали сказки, обсуждали сюжет, персонажей, сами делали выводы о поступках добрых и злых героев. Воспитатели и родители усиленно трудились над текстами, а на моих музыкальных занятиях мы отрабатывали танцы и песни персонажей сказок, входы и выходы, совместные диалоговые музыкальные реплики.
Было, конечно, и беспокойство при подготовке сказок. Из-за эпидемиологической обстановки наши актеры то уходили на больничный, то выздоравливали, то снова заболевали. И мы очень переживали – состоятся ли наши представления. Но у нас, как и в сказках, все закончилось благополучно!
Воспитатели также с большим энтузиазмом участвовали в спектаклях, и дети видели своих любимых педагогов в новом свете. Нужно ли говорить о том, как загораются глаза ребятишек, при виде поющего и танцующего педагога? Увлеченность взрослых передается детям и становится общим любимым делом. Между педагогами и воспитанниками устанавливаются партнерские отношения, подкрепленные созидательным творческим процессом.
Во время новогодних представлений царила атмосфера праздника, волшебства, чувствовался позитивный эмоциональный настрой всех участников процесса. А как играли роли сами дети! Как они перевоплощались в героев сказок, сколько удовольствия и гордости было в их глазах!
В этом году родителям разрешили присутствовать на утренниках, и после праздников они подходили и делились своими впечатлениями: «Мы как будто вернулись в детство!» – говорили они, и это была самая высокая оценка для нашего коллектива, удовлетворение от совместной, слаженной работы.
Традиция проведения утренников по мотивам добрых сказок будет продолжаться в нашем детском саду, ведь совместная работа очень объединяет коллектив и приносит много радости и счастья! Хочется выразить огромную благодарность заведующему нашим детским садом Коваленко Татьяне Борисовне за всестороннюю поддержку и помощь в подготовке и организации наших праздников!