Педченко Е.А., воспитатель ГБДОУ № 43
Алексеева Н.А., воспитатель ГБДОУ № 43
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.
К.Д. Ушинский очень мудро подметил, что у каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Он подчеркивал, что это первые и блестящие попытки воспитания в русской народной педагогике, и они не будут бессильными, если они будут народными. Именно он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Это преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
- экскурсии и целевые прогулки; это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
- рассказ воспитателя;
- наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
- беседы о родном городе, стране, ее истории;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей, например, Гимна страны, птичьих голосов шума русского леса и пр.;
- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
- ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и календарных праздниках;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
В ГБДОУ № 43 создана предметно-развивающая среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включения его в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно-игровую, продуктивную, трудовую, художественно-литературное творчество.
В нашей группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги Российской Федерации и ее столицы – города Москвы. В центре имеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Санкт-Петербурга, книги об истории и достопримечательностях русского и братских народов, государственная символика, изделия культуры, подборки художественной литературы и музыкальных произведений. Нами составлены картотеки «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», подготовлены альбомы «Национальные костюмы народов РФ». В группах имеются настольные и печатные игры «Профессии», «Разумные карточки», паззлы «Екатерининский дворец» и «Мраморный мост», изображения кукол в национальных костюмах, фольклорные музыкальные инструменты и т.д.
В ходе занятий с дошкольниками мы рассказывает детям, что патриотизм начинается с любви к матери. И для того чтобы дети приняли данный тезис, в детском саду проводятся мероприятия, посвящённые Дню матери и женскому дню – 8 марта. Мы вместе делаем подарки, открытки для мам, приглашения на праздник, оформляем стенды с фотографиями, делаем выставки.
Также мы проводим большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины.
Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные 23 февраля, Дню Победы, Дню снятия блокады, Дню флага, Дню России для которых мы организуем фотовыставки «Мой папа – защитник Отечества», проводим занятия «Герои войны – наши земляки» и уроки Мужества, на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего мужество в суровое для страны время; оформляем поздравительные открытки для ветеранов войны; проводим экскурсии с возложением цветов к Памятнику защитникам Ленинграда.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуя в жизни детского сада. Они помогают проводить выставки рисунков, поделок, фотографий на темы «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка». Также родители с детьми активно участвуют в конкурсах «День победы», «Защитники страны», «Незабудки».
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Вся эта целенаправленная деятельность способствует формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Можно сделать вывод – формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего, во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.