Шардакова Ю. С., учитель начальных классов ГБОУ школа № 500
Серьезные трудности у ребенка с таким диагнозом обозначаются с началом школьного обучения. Как правило, начиная с адаптации – привыкания к школьной жизни – это эмоциональные всплески (истерики, вспышки гнева, которые могут случаться в школе, неприемлемое поведение и возникновение трудностей с обучением: несмотря на сохранный интеллект, успеваемость постепенно снижается.
Трудно бывает всем – самому ребенку, родителям, учителям, другим детям в классе.
Важно делать ситуацию приемлемой для всех. Чтобы никто из задействованных участников не “терпел” ситуацию, а изменял и улучшал в сторону развития и приобретения необходимых стратегий.
Стратегии для учителя:
Большинство представленных рекомендаций, которые будут очень нужны и важны для ребенка с СДВГ, применяются и к остальным детям в классе, что способствует естественному росту адаптивных способностей детей, снижению уровня стресса. Также учителя, применяющие эти стратегии, наблюдают лучшее управление классом, более принимающую дружественную обстановку в классе, меньше скрытых и явных конфликтов между детьми, у ребёнка повышается успеваемость за счет лучшей концентрации внимания, двигательной активности и, соответственно, меньшей утомляемости, лучшей посещаемости.
Как можно учитывать индивидуальные особенности ребенка с СДВГ для эффективного обучающего процесса всего класса:
- Такому ребенку лучше всего сидеть на первой парте, желательно не у окна. Таким образом ребёнок меньше отвлекается на уроке, а учитель во время урока быстрее реагирует, если ребенок не выполняет задание или мешает другим. Также учитель получает возможность, не привлекая внимания других детей, дополнительно воздействовать на такого ученика – поддерживать контакт глаз, положить руку на ребенка, придержать за плечи, показывать “тайный знак”.
- Для ребенка с СДВГ крайне важна интонационная выразительность речи. Чем больше в ней будет экспрессии, интонационных перепадов, тем лучше сфокусированность к информации. При этом отмечают, что восприимчивость понижается от высоких (крик) и монотонно-тихих интонаций.
- Снисходительно относиться к покашливанию, ерзанью, раскачиванию, шарканью ногами, чирканью, поворачиванию, наклонам. Эти микродвижения стимулируют мозг ребенка на работу, в том числе на процессы концентрации и запоминания.
- Не требовать идеальной аккуратности в тетради, не наказывать за выкрикивания, вставания с места. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они слабовосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Эффективнее замечать и отмечать их усилия, хвалить, если смог удержаться от нежелательного поведения, совладал с собой: “Ты сегодня меньше выкрикивал и дал другим проявить себя, спасибо!”, или: “Мы договорились, что можно во время урока встать только два раза, и у тебя получилось, молодец”, или: “Я видела, как ты замахнулся, но удержался и не ударил, горжусь твоей выдержкой”.
- При этом важно не спускать, замечать, когда ребёнок отвлекает других, проявляет вредительство, агрессию физическую, пассивную, словесную, не выполняет требования к учебе в целом, к домашнему заданию, к подготовке к уроку и т.д. Эти требования должны быть для всех равными. Важно, чтобы ребенок был социально адаптирован, ответственен за свои реакции. Ему труднее контролировать себя и важно больше тренироваться выражать себя социально приемлемыми способами, но если “не замечать” его поведения, игнорировать (надоело делать замечания, возникает неприязнь к ребенку), нежелательное поведение усиливается, ребенок будет стараться любыми способами привлечь к себе внимание.
- Для того чтобы гиперактивный ребенок выполнил какое-либо указание или просьбу, воспринял замечание или инструкцию, они должны быть четкими, ясными, краткими, прямыми и наглядными, начинаться с обращения по имени: “Вася, ты сейчас гремишь пеналом, пиши слово, посмотри на доску, читай текст и т.д.». Замечания: «Ты чем сейчас занимаешься? Что надо делать? Ты нам мешаешь» и т.д. непродуктивны. Количество слов одинаковое, а гиперактивному ребенку информацию, озвученную как в первом варианте, обработать намного легче и тем самым поменять поведение.
- Довольно эффективный прием – заключение договора с учителем. Можно обсудить, какое поведение больше всего мешает учителю или детям, и составить контракт – в течение какого-то обозримого срока (тоже обговорить с ребенком) он удерживается от нежелательного поведения (или сокращает его количество) и, если соблюдает договор, получает поощрение. Поощрение тоже обговаривается (хорошая отметка, письменная похвала, грамота, участие в каком-то событии класса). Можно обсудить с родителями материальное поощрение или сладкий подарок, поездку и т.д. Условия договора можно визуализировать – завести блокнот и отмечать выполнение договора, сделать плакат и ставить галочки, приклеивать наклейки и т.д.
- Еще один возможный вариант – договор учителя с шефом-учеником. Тут важно не просто пересадить ребенка к “хорошей тихой девочке” – образцу, которая будет, возможно, молча страдать и терять свою учебную концентрацию, а сделать это привилегией, чтобы это было важным для второго ребенка, чтобы он понимал это как помощь учителю, уважаемое и интересное задание.
- Как правило, к первому классу у ребенка с СДВГ уже заниженная самооценка (много негативной обратной связи), ему много раз сообщали, что с ним что-то не так, ведет он себя неправильно, плохо, и в школе это может усилиться (учителя, дети, зачастую и родители других детей могут давать негативную обратную связь ребенку) Подчеркивание хороших качеств ребенка, выделение его сильных сторон, делегирование важных классных дел тоже влияет на поведение в лучшую сторону, ребенок старается быть хорошим, если его таким видит учитель, и ученики по примеру учителя начинают замечать такого ребенка не только в негативном формате.
- Синдром не позволяет ребенку долго концентрироваться, удерживать внимание, он быстрее утомляется, растормаживается, ему трудно удерживать свои негативные эмоциональные реакции ближе к концу урока, к концу дня, к концу недели. Если есть возможность, такому ребенку нужно давать двигательную нагрузку, переключение, смену деятельности каждые 15-20 минут, давать ему небольшие поручения (стереть с доски, раздать тетради и т. д), а также разрешать родителям забирать его пораньше с последнего урока, иногда делать выходной в середине недели
- Очень желательно вести дневник наблюдения за гиперактивным ребенком, где кратко фиксировать свои приемы и техники, определяя, что работает, что нет, что помогает сконцентрироваться, записывать факты неприемлемого поведения, эмоциональные срывы для анализа ситуаций с родителями, специалистами для понимания ситуаций и отслеживания динамики.
Применяя эти стратегии, через некоторое время я начала отмечать, что эти рекомендации работают, стало немного легче, замечаю, что улучшились отношения с учеником. Начинать выполнять эти рекомендации можно постепенно. Лично мне для этого понадобилось несколько месяцев. Но все обязательно получится. К сожалению, с каждым годом таких учеников становится больше, и учителю необходимо уметь работать с ними.