Использование коррекционно-оздоровительной гимнастики для обучающихся в начальной школе гимназии

Артюшкина Н. Б., учитель физической культуры ГБОУ гимназия № 406

Курс адаптивной гимнастики является обобщением семнадцатилетнего опыта работы по применению коррекционно-оздоровительного комплекса упражнений в рамках программы внеурочной деятельности «Адаптивная физическая культура» (в дальнейшем АФК).

Занятия адаптивной гимнастикой способствуют коррекции осанки и повышению уровня развития статической силы мышц у детей 7 – 11 лет.

Применение данной методики позволило решить ряд задач коррекционного характера, физического совершенствования в период интенсивного роста и развития организма. В данной программе выделено три этапа:

  1. Начальная диагностика.
  2. Система коррекционных упражнений.
  3. Промежуточная и итоговая диагностики.

На первом этапе осуществляется:

  • выявление нарушений осанки, причины нарушения, а также уровень развития статической силы мышц;
  • на основании выявленных нарушений подбор индивидуальных физических упражнений, способствующих   коррекции и профилактике нарушений осанки.

Второй этап – коррекционный, длится от 1 до 4–5 лет. Длительность определяется рекомендациями медиков, педагогов, степенью заинтересованности родителей, учитывается также интерес и желание ребенка. Комплекс коррекционных упражнений индивидуален, кроме того, регулярно осуществляется его пересмотр с учетом изменений  состояния ребенка.

На третьем этапе (он проходит 2 раза в год) – осуществляется диагностика коррекции осанки по основным необходимым показателям. Особенно важна итоговая диагностика, так как она позволяет сделать вывод об успешности проведенных мероприятий.

В период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному (особенно у тех детей, которые не посещали дошкольное образовательное учреждение) изменяется физическая активность. Причиной этого являются объективные обстоятельства. Меньше времени школьник уделяет подвижным играм, более длительными становятся периоды статической позы во время уроков и во время выполнения домашних заданий.

Нарушение осанки детей младшего школьного возраста является одной из проблем, которые являются весьма актуальными в настоящее время. Всем известно, что правильная осанка – это, несомненно, главнейший показатель здоровья школьника, и даже небольшие нарушения способны в дальнейшем привести к тяжелым последствиям.

   После поступления в школу ребенку приходится большую часть времени проводить в учебном заведении, и соответственно двигательная активность уменьшается примерно на 30-40 % по сравнению с активностью, которая необходима детям в этом возрасте. Осанка регулируется рефлексами позы, отражая как физическое, так и психическое состояние человека. Кроме того, осанка является одним из главных показателей здоровья. В большинстве случаев нарушения осанки имеют приобретённый характер, и причин, приводящих к её нарушению, множество [1]:

  • наличие стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей (высокие школьные нагрузки, семейные ситуации, этические проблемы современности);
  • несоответствие учебной мебели росту ребенка;
  • недостаточная освещенность рабочего места; 
  • низкая физическая активность;
  • негативное влияние компьютерной техники; 
  • влияние на организм ребенка экологических факторов.

Также на осанку при слабой мускулатуре влияют негативные привычки:

  • стоять на одной ноге;
  • носить на одном плече ранец или рюкзак;
  • читать, лежа на боку.

Также негативно на осанку влияет езда на велосипеде, который не подобран соответственно возрасту и росту, и катание на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).

Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшение осанки, функции внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.

Комплекс методов АФК, применяемых при лечении нарушения осанки, включает лечебную гимнастику,  плаванье и  массаж.

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник: мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратных мышц поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование с усилением зрительного контроля и др.

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Кроме этого, хорошо принимать ванны с морской солью по 20 минут.

Основным средством профилактики и методом лечения плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

 Мышечная система исследуется путем осмотра и оценивается как «слабая, средняя и хорошая». При слабом развитии мускулатуры уменьшается ее объем, тонус, рельефность.

Рост тела определяют с помощью ростомера. При измерении роста стоя учащийся становится спиной к вертикальной планке ростомера, прикасаясь к ней пятками сомкнутых ног, ягодицами и межлопаточным пространством. Затылок обычно не прикасается к планке, ориентиром для положения головы служит линия, проходящая через нижний край глазницы и козелок уха, которая должна быть горизонтальной. При измерении роста сидя учащийся должен касаться планки нижней частью спины и межлопаточным пространством.

Массу тела измеряют на медицинских десятичных весах. Силу мышц кистей рук определяют кистевым динамометром.

 Комплексы АФК включают в себя необходимый минимум упражнений: упражнения против нарушения осанки, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, массажными мячами. Занимаются дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног.

Наряду с основными корректирующими упражнениями в комплексы лечебной гимнастики включаются упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Эти упражнения используются как общеукрепляющие.

Для профилактики деформации позвоночника и консервативного лечения плоскостопия проводятся комплексы занятий у детей младшего школьного возраста посредством физических упражнений и самомассажа.

Занятия строятся следующим образом:

  1. Вводная часть (разминка). Основу составляют динамические упражнения.
  2. Основная часть. Основу составляют статические упражнения.
  3. Заключительная часть. Основу составляют динамические упражнения.

Основой занятий являются следующие принципы: систематичность; движение от простого к сложному; постоянное повышение требований; индивидуальный подход; доступность; учёт возрастного развития движения; чередование мышечных нагрузок. Основной частью занятий адаптивной физической культуры являются физические упражнения. Задача этих упражнений [6]:

  1. Повышение общего тонуса организма, укрепление ослабленных мышц ног, увеличение их силовой выносливости, создание крепкого мышечного корсета.
  2. Формирование правильной осанки и нормального положения частей тела.
  3. Формирование правильных продольного и поперечного сводов стопы с нормальным положением частей стопы.
  4. Воздействие на позвоночник с целью разгрузки, вытяжения и мобилизации, коррекции позвоночника.
  5. Тренировка координации движений и равновесия (балансирование), развитие мышечно-суставного чувства и контроля за “пространственной схемой тела”, обучение активной коррекции отклонений туловища и верхних конечностей, обучение активной коррекции походки.
  6. Укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика его нарушений.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

  • Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых – необходимый каждому человеку двигательный минимум. Однако этого не всегда бывает достаточно. Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки. Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.
  • Одним из ведущих средств консервативного лечения нарушения осанки является адаптивная физкультура. Физические упражнения, входящие в ее структуру, оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корректирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект [5].
  • Чтобы избавиться от плоскостопия, следует восстановить нормальный тонус мышц, которые поддерживают своды стоп и удерживают кости ног в их естественном положении. Массаж и пассивные движения для этого недостаточно эффективны. Для этого существуют специальные коррекционные физические упражнения [2].
  • При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление всего организма.

Адаптивная физкультура играет огромную роль в лечении плоскостопия и исправлении нарушении осанки, ибо, как известно, – это основа лечения при данных заболеваниях. Таким образом, занятие адаптивной физкультурой просто необходимо, чтобы предотвратить развитие болезни и излечить уже существующий недуг. Физические упражнения способствуют обновлению организма, его функциональному совершенствованию. Теперь, несомненно,  можно заявить о том, что адаптивная физкультура – необходимый элемент школьного курса физической культуры.

Список литературы

  1. Бобырь А.И., Никитин В.В., Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. Уфа.1999.
  2. Васичкин В. И. Лечебный и гигиенический массаж. – Мн.,1997.
  3. Гришин Т.В., Никитин С.В.Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.
  4. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры. – М. «Советский спорт», 2004.
  5. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / Адаптивная физическая культура и функционально состояние инвалидов. – СПб, 1996.
  6. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. – М. «Гэотар-мед». 2002.