Крылова Д. С., учитель начальных классов ГБОУ школа № 407
Современное общее образование одной из важнейших задач ставит духовно-нравственное развитие ребенка, что подразумевает достижение учащимся определенных личностных результатов образования, включающих в себя способность к саморазвитию, самоопределению, становление нравственных ориентиров.
«В условиях реализации концепции образования для устойчивого развития особую актуальность приобретает эмоционально-ценностная составляющая общего образования, которая выражается в усвоении учащимися ценностей живой природы» [1, с.82].
Формирование экологической культуры школьников является одной из задач современной школы. Экологическая культура подразумевает такой способ жизнедеятельности, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле. Одной из главных составляющих экологической культуры человека является ценностное отношение к природе.
«Ценностное отношение к природе представляет собой действенную, сознательную связь человека с объектами природы по ее восстановлению, сохранению и развитию в процессе активной деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей» [2, с.142]. Педагогическая сущность данного понятия заключается в том, что человек:
- всесторонне познает природу, то есть воспринимает и осмысливает ее через такие ценностные качества, как красота, целостность, гармоничность, величие;
- понимает окружающую действительность как единство равноправных самоценных сфер: природа, общество и сам человек;
- расширяет собственные знания об уникальности природы;
- осознает свои потребности, которые стимулируют к экологически целесообразному поведению, то есть проявляет активную позицию по сбережению и восстановлению природы;
- свои личные мотивы и интересы при творческом взаимодействии с миром природы основывает на познавательной, эстетической, нравственной оценке объекта природы;
- проявляет разумное поведение в конкретной деятельности с целью преобразования объектов природы в новую ценность для человека и общества [2, с.142]».
Способствовать достижению личностных результатов образования, связанных с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к природе могут различные формы внеурочной деятельности, одной из которых является экскурсия в природу.
«Экскурсия в природу – это форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях» [3]. Взаимодействие с природой в процессе такой экскурсии может способствовать формированию ответственного отношения к ней, к ее процессам и явлениям. Кроме того, общение с природой позволяет ребенку младшего школьного возраста понимать ее многообразие, универсальную ценность, образ всего окружающего мира. Природа дарит ребенку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья и гармонии.
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. На экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление школьников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.
Особенностью познавательной сферы детей младшего школьного возраста является разностороннее развитие. В данном возрасте ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром, познавать процессы и явления, которые в нем происходят. Он начинает чувствовать себя частью этого мира, а также осознавать свою ответственность за его сохранение. «Школьная экскурсия для изучения природного комплекса – это способ творческого взаимодействия человека с Природой с целью ее научного познания и эстетического восприятия, обогащения сознания новыми впечатлениями, чувствами» [4, с.172-173].
В период младшего школьного возраста происходят значительные изменения и в психическом развитии ребенка. Качественные изменения заключаются в том, что преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со взрослыми и сверстниками. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действия;
- развитие нового познавательного отношения к действительности [5].
Исходя из особенностей детей младшего школьного возраста, можно говорить о том, что экскурсия, в процессе которой учащиеся получают возможность общаться с природой, может стать одной из ведущих форм, способствующих развитию личности ребенка.
Технология воспитания ценностного отношения к природе в процессе организации и проведения экскурсии может быть следующей:
Естественно, для того чтобы младший школьник мог определенным образом взаимодействовать с объектами природы не принося ей вреда, а, наоборот, развивая, сохраняя и приумножая, он должен обладать некими знаниями об этих объектах, их связи с живой и неживой природой, человеком. Знания о природных объектах в основном ребенок получает на уроках предмета «Окружающий мир», хотя намного действеннее будет его непосредственное общение с природой на экскурсиях, в ходе которых школьник может не только получить информацию о растениях, животных, экосистемах, экологических связях между различными объектами, но и эмоционально реагировать на эстетику природы, проявлять экологически грамотное поведение.
В начальной школе можно предлагать учащимся экскурсии в природу, начиная с 1 класса.
Уже в возрасте 7 лет ребенок способен увидеть и осознать красоту природы в любое время года. Скорее всего, экскурсии для первоклассников будут связаны с наблюдением над сезонными изменениями в природе.
Во втором классе целесообразно предложить экскурсии, связанные с анализом строения растений и животных нашей местности. Данная тематика экскурсий позволит детям развить в себе бережное отношение ко всему живому, ощущать себя частью природы.
Третьеклассники в ходе заочных экскурсий, проводимых при помощи технических средств обучения, вирутальных экскурсий (экскурсии, проводимые с помощью информационно-коммуникационных технологий: показ фотографий объектов природы, фильмов и уже разработанных экскурсий) могут познакомиться с природой различных природных зон нашей страны. Благодаря этому ребенок шире смотрит на окружающий мир, у него формируется уважительное отношение не только к природе своего края, но и целой страны.
В четвертом классе уже можно беседовать с детьми на экологические темы и обсуждать проблемы, связанные с ними. Поэтому стоит организовывать экскурсии на окраины города, где расположены промышленные производства, свалки. В ходе таких экскурсий школьники учатся видеть актуальные экологические проблемы, искать их решение. То есть мы достигаем в данном случае результата, связанного с поведенческим компонентом экологической культуры и гражданской позиции ребенка.
Таким образом, экскурсии в природу могут стать одной из основных форм, способствующих формированию у младшего школьника экологической грамотности и культуры и, как следствие, достижению личностных результатов начального общего образования.
Список литературы:
- Беляева Е.Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника // Наука и школа. 2012. №1. С.81-84
- Терентьева Л.И. Педагогическая сущность понятия «Ценностное отношение к природе» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. С.138-143
- Пакулова М.В., Иванова Н.В. Введение в естественно-научные предметы. Природа. Неживая и живая. Метод. Пособие. М.: Дрофа, 2014.
- Щеглов В. В. Школьная экскурсия как способ сближения человека с Природой // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2002. №1. С.172-173.
- Педагогика начального образования / Авт.-сост. Т. А. Федорова, Г. М. Неровных, О. Н. Шадрина, М. Л. Мальчевская, Я. В. Макарчук, А. С. Кенкель; под общ. ред. Т. А. Федоровой. − Абакан, 2009.