Пути  преодоления  дефицита  общения

Сафонькина Э. О., учитель начальной школы ГБОУ школы № 477

На протяжении многих лет не утихают споры о том, кто должен воспитывать ребёнка. Семья или школа? Родители или учителя?

Ответ на этот вопрос находим в законодательных документах. В 38 статье Конституции РФ читаем: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». В статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено: «Родители имеют преимущественное право на воспитание детей. Они обязаны заложить основы развития личности ребенка. Образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей».

Известно, что воспитание возможно только при взаимодействии между членами семьи. Но сегодня очевиден дефицит общения родителей с детьми. Какую же помощь может оказать школа в сложившейся ситуации? Перед ней стоит первостепенная задача – повернуть родителей лицом к ребёнку. Необходимо показать им, что общение с детьми – это источник положительных эмоций.

Для восполнения дефицита общения в семьях своих учеников я использую следующие источники. Прошу выбрать фотографии из семейного альбома, где мама (папа, родители) вместе с ребёнком запечатлены в самые счастливые (важные, незабываемые) моменты жизни. Рассматривая эти фото, я получаю информацию о том, что ценно для каждой семьи: совместное проведение досуга, достижения ребёнка в спорте или  искусстве, семейные хобби. Эти фотографии я использую для эмоционального настроя, погружения в атмосферу взаимодействия на классных мероприятиях с родителями. Таким образом, «возвращаю» старшее поколение семьи в те моменты жизни, когда  ребёнок был для них  источником счастья.

В классе существует традиция – каждую неделю ребята делятся впечатлениями о музеях, спектаклях, выставках, которые посетили в выходные дни с семьёй. Приносят фотографии своих поездок, путешествий, рассказывают,  что нового узнали,  чем были удивлены. Безусловно, такие рассказы вызывают интерес и имеют отклик среди одноклассников. Ученики приходят домой и, рассказав о том, где побывал ровесник, предлагают родителям тоже посетить это место или побывать там, где пока никто не был, чтобы рассказать о нём в классе.

Ещё один источник для активизации взаимодействия детей и родителей – это рассказ о семьях, которые имеют определённые увлечения (семейные хобби). На классных мероприятиях такие семьи рассказывают, с чего началось их увлечение, что привлекательного в нём для семьи, каких результатов (высот) достигли. Возможно, это хобби станет интересно и другим семьям.

Хочется верить, что восполнение дефицита общения в семьях между родителями и детьми  положительно скажется  не только на воспитании подрастающего поколения, но и на его интеллектуальном развитии, а также формировании активной жизненной позиции.