Учебный предмет Биология и обновленный ФГОС: традиции и новаторство

Из личного опыта преподавания биологии в 5 классе

Кузнецова Е.А., учитель биологии ГБОУ школы № 297

В рамках работы районных методических объединений учителей биологии 16.11.2022  проходил Городской учебно-методический семинар для учителей биологии и методистов «Основные зоны внимания учителя и методиста в системе школьного биологического образования в соответствии с новой редакцией ФГОС ООО». От Пушкинского района выступала я, Кузнецова Елена Александровна, учитель биологии ГБОУ школы № 297 с темой «Биология и обновлённый ФГОС: традиции и новаторство (из личного опыта преподавания  биологии в 5 классе)».

В своем выступлении я сравнила преподавание биологии в 5 классе при предыдущем и обновленном ФГОС.

Разработка рабочей программы была проведена с использованием конструктора рабочих программ с учетом рабочей программы воспитания.

Согласно обновленным стандартам в содержательном разделе Основной образовательной программы  должны быть:

  • рабочие программы;  
  • программы формирования УУД;
  • рабочие  программы воспитания.

Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.

Теперь стали  едиными требования к содержанию пояснительной записки, в которую  необходимо добавить и  общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП необходимо обозначить механизмы реализации программы.

По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».

Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить вашу биологию?»

Требования к личностным и метапредметным результатам систематизированы и конкретизированы. Обновленный ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

Обновленный ФГОС, как и прежде, требует системно-деятельностного подхода. Он конкретно определяет требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в предыдущих стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например:

Метапредметные результаты

А. Универсальные познавательные действия (общеучебные, логические, постановка проблемного вопроса)

  • Базовые логические действия.
  • Базовые исследовательские действия.
  • Работа с информацией.

Б. Универсальные коммуникативные действия (разрешение конфликтов, постановка вопроса, планирование сотрудничества)

  • Общение.
  • Совместная деятельность (сотрудничество).

В. Универсальные регулятивные действия (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

  • Самоорганизация.
  • Самоконтроль (рефлексия).
  • Эмоциональный интеллект.
  • Принятие себя и других.

Детализированы и конкретизированы результаты обновленного ФГОС 2021 года по биологии. ФГОС – 2021 определяет четкие требования к предметным результатам.

Примеры из рабочей программы 5 классов

ФГОС

Обновленный ФГОС

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
  • использовать   знания   биологии   при   соблюдении   правил   повседневной гигиены
  • выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
  • применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
  • владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке.

Единство обязательных требований к результатам освоения программы на основе системно-деятельностного подхода

Разделы программы по УМК «Линия» И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9 классы)

Часы

Разделы программы по обобщенным программам

Часы

1. Введение.

2. Биология – наука о живом мире.

3. Многообразие живых организмов.

4. Жизнь организмов на планете Земля.

5. Человек на планете Земля.

1

8

11

8

7

1. Биология — наука о живой природе.

2. Методы изучения живой природы.

3. Организмы — тела живой природы.

4. Организмы и среда обитания.

5. Природные сообщества.

6. Живая природа и человек.

2

5

11

4

6

6

Достижение образовательных результатов ФГОС-2021 происходит через организацию деятельности обучающихся и формирование практических навыков. Примером служит разное количество лабораторных работ по предмету.

Необходимо усилить практико-ориентированную направленность процесса обучения биологии, используя различные типы учебно-познавательных и практических заданий. При выполнении учащимися домашних заданий  ориентироваться на задания творческого и исследовательского характера, отдавая предпочтение тем, которые формируют у учащихся способность научно объяснять явления, оценивать и применять методы научного познания живой природы, интерпретировать данные и доказательства с научной точки зрения, формулировать выводы.

При изучении учебного предмета «Биология» рекомендуется обеспечить системное освоение учащимися основного содержания курса биологии и освоение ими разнообразных видов учебной деятельности, используя при этом следующие образовательные технологии: проблемное обучение, проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ, игровые технологии, модульное обучение, диалоговое взаимодействие, групповое обучение, смешанное обучение, кейс-технологии и др.

Актуальный ФГОС фокусируется на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. 

Задача моя как учителя биологии 5 классов – привить у детей любовь к предмету, вызвать интерес к окружающему нас миру.