Из личного опыта преподавания биологии в 5 классе
Кузнецова Е.А., учитель биологии ГБОУ школы № 297
В рамках работы районных методических объединений учителей биологии 16.11.2022 проходил Городской учебно-методический семинар для учителей биологии и методистов «Основные зоны внимания учителя и методиста в системе школьного биологического образования в соответствии с новой редакцией ФГОС ООО». От Пушкинского района выступала я, Кузнецова Елена Александровна, учитель биологии ГБОУ школы № 297 с темой «Биология и обновлённый ФГОС: традиции и новаторство (из личного опыта преподавания биологии в 5 классе)».
В своем выступлении я сравнила преподавание биологии в 5 классе при предыдущем и обновленном ФГОС.
Разработка рабочей программы была проведена с использованием конструктора рабочих программ с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно обновленным стандартам в содержательном разделе Основной образовательной программы должны быть:
- рабочие программы;
- программы формирования УУД;
- рабочие программы воспитания.
Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.
Теперь стали едиными требования к содержанию пояснительной записки, в которую необходимо добавить и общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП необходимо обозначить механизмы реализации программы.
По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».
Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить вашу биологию?»
Требования к личностным и метапредметным результатам систематизированы и конкретизированы. Обновленный ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Обновленный ФГОС, как и прежде, требует системно-деятельностного подхода. Он конкретно определяет требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в предыдущих стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например:
Метапредметные результаты
А. Универсальные познавательные действия (общеучебные, логические, постановка проблемного вопроса)
- Базовые логические действия.
- Базовые исследовательские действия.
- Работа с информацией.
Б. Универсальные коммуникативные действия (разрешение конфликтов, постановка вопроса, планирование сотрудничества)
- Общение.
- Совместная деятельность (сотрудничество).
В. Универсальные регулятивные действия (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
- Самоорганизация.
- Самоконтроль (рефлексия).
- Эмоциональный интеллект.
- Принятие себя и других.
Детализированы и конкретизированы результаты обновленного ФГОС 2021 года по биологии. ФГОС – 2021 определяет четкие требования к предметным результатам.
Примеры из рабочей программы 5 классов
ФГОС |
Обновленный ФГОС |
|
|
Единство обязательных требований к результатам освоения программы на основе системно-деятельностного подхода
Разделы программы по УМК «Линия» И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9 классы) |
Часы |
Разделы программы по обобщенным программам |
Часы |
1. Введение. 2. Биология – наука о живом мире. 3. Многообразие живых организмов. 4. Жизнь организмов на планете Земля. 5. Человек на планете Земля. |
1 8 11 8 7 |
1. Биология — наука о живой природе. 2. Методы изучения живой природы. 3. Организмы — тела живой природы. 4. Организмы и среда обитания. 5. Природные сообщества. 6. Живая природа и человек. |
2 5 11 4 6 6 |
Достижение образовательных результатов ФГОС-2021 происходит через организацию деятельности обучающихся и формирование практических навыков. Примером служит разное количество лабораторных работ по предмету.
Необходимо усилить практико-ориентированную направленность процесса обучения биологии, используя различные типы учебно-познавательных и практических заданий. При выполнении учащимися домашних заданий ориентироваться на задания творческого и исследовательского характера, отдавая предпочтение тем, которые формируют у учащихся способность научно объяснять явления, оценивать и применять методы научного познания живой природы, интерпретировать данные и доказательства с научной точки зрения, формулировать выводы.
При изучении учебного предмета «Биология» рекомендуется обеспечить системное освоение учащимися основного содержания курса биологии и освоение ими разнообразных видов учебной деятельности, используя при этом следующие образовательные технологии: проблемное обучение, проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ, игровые технологии, модульное обучение, диалоговое взаимодействие, групповое обучение, смешанное обучение, кейс-технологии и др.
Актуальный ФГОС фокусируется на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
Задача моя как учителя биологии 5 классов – привить у детей любовь к предмету, вызвать интерес к окружающему нас миру.