Пацкевич Е.В., старший воспитатель ГБДОУ № 45
Тванкова Н.С., старший воспитатель ГБДОУ № 45
Я буду так вводить малышей в окружающий мир,
чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое,
чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам
мышления и речи – к чудесной красоте природы.
В. А. Сухомлинский
В рамках реализации Программы развития системы образования Пушкинского района Санкт-Петербурга Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 Пушкинского района Санкт-Петербурга является участником Рабочей группы по разработке и реализации блока «Формирование у дошкольников естественно-научных представлений», подпроект «Юный путешественник» (эколого-географического направления).
Целью работы в данном направлении является создание условий для формирования географических и краеведческих представлений, ценностного отношения к окружающему миру.
Особое значение в изучении географии дошкольником имеет природа его родного края. Сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.
Наиболее популярны в настоящее время исследования по экологическому воспитанию и формированию естественнонаучных представлений дошкольника, так как именно этот возраст признан чрезвычайно сенситивным для восприятия знаний об окружающей природе.
Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольного учреждения. Необходимо научить детей понимать, что природные ресурсы не бесконечны – из-за нерационального потребления воды, света, тепла, вырубания леса в мире возникают экологические проблемы. В дошкольном детстве этот вопрос затрагивается, но не так глубоко. А ведь именно в этом возрасте мы можем «посеять зерно», из которого вырастет человек, способный изменить потребительское отношение к жизни, нашему окружению, всему живому и неживому на планете и за ее пределами.
Активизация знаний воспитанников, а также их родителей в области Экологии, воспитание культуры природопользования и пропаганда идеи бережного отношения к природе и окружающему миру и ее ресурсам — вот задачи, которые реализуются в дошкольном учреждении! Необходимо находить новые формы и средства организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
В рамках современных требований в учреждении создана предметно-пространственная среда, которая является одним из главнейших компонентов экологической среды образовательного учреждения: метеоплощадка, экологическая тропа, мини-лаборатория.
Экологическая тропа – важнейший компонент экологической образовательной среды, которая позволяет наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного мира, мира насекомых и птиц, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.
Это маршрут в природу, разработанный и специально оборудованный, позволяющий понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс – дети учатся добывать научные знания о природной среде.
Природная территория образовательного учреждения оборудована в образовательных и воспитательных целях: маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеет эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Метеоплощадка важный объект экологической тропы. С созданием метеоплощадки появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу. Все показания приборов фиксируются на специальном стенде и в личных дневниках воспитанников. В результате воспитанники научились прогнозировать погоду. Эта деятельность доступна ребенку, она познавательна, способствует развитию умственных способностей.
Следующий компонент экологической среды, организованный в образовательном учреждении, — это мини-лаборатория, в которой ребёнок, действуя самостоятельно, приобретает личный опыт, первичный познавательный интерес способствует формированию навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Развивающая среда пополнилась методическими разработками: педагогами созданы картотеки, разработаны настольные и дидактические игры, создан «Сборник экологических опытов» и «Сборник наблюдений за живой и неживой природой».
Образовательное учреждение принимает активное участие в создании и проведении проектов посредством интерактивных технологий MimioStudio, PowerPoint; участвует в конференциях, семинарах, Фенофестивалях г.Санкт-Петербурга, конкурсах ранней профориентации, акциях эколого-географического направления.
Итоги работы и разработанные педагогическим коллективом методические материалы были представлены на конференциях, конкурсах детских исследовательских работ и творческих проектов.
Созданные мини-музеи формируют краеведческие представления, ценностное отношение к окружающему миру. Педагоги знакомят детей с городом, историей его возникновения, достопримечательностями, промышленностью, видами транспорта, городскими зданиями и учреждениями, трудовой деятельностью жителей Пушкина и Санкт-Петербурга. Созданные мини-музеи «Кукла в национальном костюме народов России», «Матрёшка», «Предметы быта России», «Предметы декоративно-прикладного искусства» стали отдельными проектами – это результат общения, совместной работы детей, родителей и воспитателей дошкольного учреждения. Данное направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка.