Образовательное путешествие в музей П. П. Чистякова «Всей семьей в музей!»

Устименко Е. Е., воспитатель ГБДОУ детский сад № 5

В настоящее время много внимания уделяется формированию у дошкольников произвольного внимания и развитию умения познавать мир посредством визуального наблюдения и исследования. Считается, что данные способности будут полезны детям при обучении в школе и станут залогом их успешности в статусе ученика.

Педагоги и родители могут создать такие условия, при которых ребенок будет вовлечен в процесс осознанного исследования окружающего мира. Среди этих условий следует отметить следующие:

  • постановка интересной поисковой задачи, для решения которой требуются умственные усилия;
  • наличие культурного пространства, привлекательного для исследовательской деятельности;
  • продуманная система вопросов и игровых ситуаций, побуждающих к активному наблюдению, к активизации знаний и умений, к расширению и переосмыслению прошлого опыта.

В этой связи приоритетным педагогическим методом освоения окружающей социокультурной среды становится образовательное путешествие, которое может быть реализовано как в городском пространстве, так и с помощью музейной  экспозиции.

«Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовывать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира — выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека» (Коробкова Е. Н.).

Ребенок не получает знания в готовом виде от экскурсовода, а находит информацию самостоятельно, рассматривая, анализируя увиденные объекты. Это и является основным отличием образовательного путешествия от экскурсии. Таким образом, в образовательном путешествии дошкольник выступает не как объект обучения, а как его активный субъект. Педагогу или родителю же отводится роль помощника, наблюдателя. Этот метод призван научить ребенка видеть объекты культуры, анализировать их элементы, устанавливать связи между отдельными культурными и природными объектами, делать выводы, то есть ориентироваться в мире искусства и природы.

Н. Г. Шейко, сравнивая образовательное путешествие с другими методами освоения городского и музейного пространства, выявила следующие его отличительные особенности.

Таблица № 1. Сравнение метода образовательного путешествия с другими методами освоения объектов культурного наследия

Позиции для сравнения

Экскурсия

Городской квест

Образовательное путешествие

Цель

Повышение информированности детей, освоение новых знаний о городе

Развитие познавательного интереса, «командо-построение»

Развитие личности ребенка (освоение культурных смыслов, идей, заложенных в объектах городской и музейной среды; развитие визуальных и коммуникативных умений)

Роль объектов культурного наследия

«Иллюстраторы» текста экскурсии

Основа для развертывания сюжета

«Носители» основной информации

Роль педагога

«Информатор»,

«организатор», «руководитель»

«Наблюдатель» или «руководитель» (действующее лицо) игры

«Наблюдатель», «организатор свободного обмена»

Роль детей

Пассивная: слушают, смотрят, запоминают

Активная: участвуют в игре как игроки

Активная: дети являются «первооткрывателями», исследователями

В качестве примера образовательного путешествия, помогающего ребенку обрести исследовательский опыт, приведем путешествие в Дом-музей художника П. П. Чистякова, расположенный в современном городе Пушкине.

Городу Пушкину (Царскому Селу), его дворцам и паркам посвящено много трудов. В основном они касаются наиболее привлекательных для горожан и туристов дворцов и парков. Но есть места, о которых не упоминают в туристических проспектах, хотя они не менее интересны своей историей и архитектурой. Дом Чистякова – одно из таких мест. Даже многие взрослые, проживающие в г. Пушкине с рождения, не знают о нем, ну а  дети тем более.

Кто же такой Павел Петрович Чистяков (1832–1919)? Профессор Императорской Академии художеств, исторический живописец и портретист, вошел в историю русской художественной школы как учитель и наставник крупнейших мастеров отечественного искусства. Его называли «всеобщим педагогом русских художников». В разные годы его воспитанниками были Суриков, Васнецов, Репин, Поленов, Рябушкин, Борисов-Мусатов и многие другие знаменитые русские художники. Более сорока лет творческой жизни Чистякова связаны с Царским Селом, с его собственным домом, в котором и поныне сохраняется атмосфера, окружавшая талантливого художника-педагога. Здание, в котором сейчас находится музей П. П. Чистякова, было построено по проекту архитектора А.Х. Кольба в 1878 году на деньги, вырученные от продажи картины «Голова боярина». Декоративная резьба интерьеров выполнена по рисункам самого Чистякова и его супруги Веры Егоровны (рожденной Мейер).

Дом-музей Чистякова является образцом деревянного зодчества конца XIX века.  Декоративная резьба наличников, карнизов, оригинальные флюгера в виде сказочных петушков придаёт нарядный облик даче. Вокруг дома разбит сад. Остаётся только догадываться, сколько же картин написано в этом саду! На первом этаже находятся столовая и две гостиные, на втором этаже размещается мастерская с огромным окном, у которого стоит рабочий стол. Везде можно увидеть портреты членов семьи художника. В большой гостиной часто проходили поэтические, музыкальные, вокальные вечера, в которых участвовали члены семьи, друзья и ученики Чистякова. Сам Павел Петрович очень любил Бетховена, Шопена, русскую оперу, а также русскую народную музыку. Шумные музыкальные вечера проходили под аккомпанемент старинного рояля, который до сих пор находится в гостиной комнате.

Идея семейного образовательного путешествия в данный уголок города Пушкина связана с осознанием детьми и родителями следующей культурологической идеи: дом – это отражение личности своего хозяина.

Дом и вправду является зеркалом, в котором отображается его владелец. Когда у человека в душе пустота, то и в доме его пусто. Человеку просто становится неважно, как у него в доме. Если у человека есть цель в жизни, если он знает, ради чего он живет, то это находит отражение в интерьерах – их оформлении, организации пространства. К жизнерадостному человеку всегда приятно прийти в гости, ведь у таких людей в доме тепло и уютно. В каждом доме есть свои особенности, которые отражают личность хозяина: его интересы, образ жизни, мировоззрение, степень ума, привычки, повадки, интересы, жизненные приоритеты. Более или менее проницательный человек может составить мнение о хозяине дома, бегло оглядев обстановку – все это можно узнать, находясь в гостях. Поэтому весьма показательно, как складывается наш быт. Неслучайно писатели часто описывают дом или квартиру в деталях, чтобы таким образом показать характер героя.

Чтобы детское исследование дома-музея Чистякова состоялось, родителям были предоставлены маршрутные листы с вопросами и заданиями. Текст маршрутного листа выглядел следующим образом:

«Информация для родителей:

Предлагаем вам отправиться в путешествие, которое позволит вам и вашему ребенку расширить и углубить свои представления о том, что и как дом может рассказать о своем хозяине. Предлагаем вам посетить дом-музей П.П. Чистякова (Московское ш., д. 23, г. Пушкин).

Выберите удобное время для посещения музея с ребенком (режим работы музея: ср.-вс. 10:30 – 17:00, в среду музей работает бесплатно для детей и пенсионеров).

Вопросы и задания, которые зачитываются взрослым ребенку:

Сегодня мы превращаемся в сыщиков. А ты будешь самым главным. Возьмём с собой в дорогу фотоаппарат, блокнот, ручку и отправимся в один старый дом, он давно стал музеем. Нам нужно с тобой узнать, кто же был хозяином этого дома, чем он любил заниматься, была ли у него семья и какая?

  1. Начните исследование с внешнего осмотра дома. Его хозяева жили давно, теперь этот дом стал музеем. Из какого материала сделан дом? Сколько в нем этажей? Чем он отличается от дома, в котором вы живете? Что необычного вы можете заметить в постройке дома? На крыше дома? Как вы думаете, большая или маленькая семья жила в этом доме?
  2. Зайдите в сам музей, пройдите в гостиную комнату. Осмотритесь. Какие вещи составляют обстановку комнаты? Чем могли в этой комнате заниматься хозяева? Исследуйте собранные там фотографии семьи. Как вам кажется, была ли эта семья дружной? Большой или маленькой? Как члены семьи относились друг к другу?
  3. Пройдите в столовую. Проведите расследование здесь! Рассмотрите мебель и предметы быта. Как вы думаете, это была гостеприимная семья? Чем занимались домашние в столовой?
  4. Поднимитесь на второй этаж в комнату хозяина. Выясните все об этом человек! Рассмотрите его личные вещи и подумайте, какое дело стало основным и любимым делом хозяина. Исследуйте портрет хозяина. Как вам кажется, какой у него был характер? Найдите на картине то, что говорит о его профессии. Уютно ли было работать в такой мастерской? Какая картина вам понравилась больше всего?

Вопросы и задания для взрослых «сыщиков» (ребенку не зачитываются, с ними работает только взрослый):

  1. В каком стиле выполнен дом?
  2. Сильно ли изменился внешний облик дома с того времени, когда в нём проживал художник?
  3. Сколько входов имеет дом-музей?
  4. Почему в доме много лестниц, переходов, коридоров?
  5. Какое помещение можно назвать «сердцем» дома?
  6. С каким временем года у вас ассоциируется убранство дома?
  7. Где впервые художник увидел свою жену?
  8. Рассмотрите портрет хозяина дома. Как вам кажется, какими чертами характера он обладал? Поделитесь своими мыслями с ребёнком.

Задание на подведение итогов расследования в музее:

Вернувшись в свой дом (квартиру), взгляните на него новым взглядом. Подумайте, что  ваш дом может рассказать о вас? Что   в вашем доме может рассказать о любимых занятиях его домочадцев?

Поразмышляйте с ребёнком о том, какой формы флюгер хотелось бы вам поставить на крыше своего дома? Сделайте рисунок. Устройте выставку своих картин».

Музей – это всегда маленькая запоминающаяся история, которая проживается вместе. Это одно из лучших мест, где родители отходят от роли наставника и становятся друзьями и собеседниками ребенка. Посещение музея всей семьей дает возможность лучше узнать друг друга, вести содержательные беседы и разделять совместные эмоции, все это способствует укреплению семейных уз.

Большинство привычек человек приобретает еще в детстве. Если родители примером показывают ребёнку свою заинтересованность в истории и культуре, то ребенок учится получать настоящее удовольствие от посещения музеев.

Апробация данного маршрута показала, что путешествие вызвало интерес как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Дошкольники научились внимательно рассматривать и анализировать предметно-пространственную среду здания, делать умозаключения на основе увиденного.

Литература:

  1. Ермолаева Л. К., Смирнова Ю. А, Шейко Н. Г. Теория и методика преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга». – СПб., 2014.
  2. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – СПб., 2004.
  3. Шейко Н. Г. Город на ладошке или Как помочь дошкольнику освоить культурное наследие? // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С.7-17.