Как использовать в образовательной работе потенциал предметно-пространственной среды детских игровых площадок

Чараева Л. П.,  воспитатель ГБДОУ детский сад № 5
Егорова Н. Е., воспитатель ГБОУ детский сад № 5
Третьякова Е. М., воспитатель  ГБДОУ детский сад № 5

Дети нуждаются в правильно организованном  пространстве, где они могут просто быть детьми:  бегать,  кричать, играть и веселиться на открытом воздухе. Одним из таких важных пространств являются городские игровые площадки. Здесь дети могут заниматься самыми разнообразными детскими культурными практиками: возиться с песком, бегать, качаться на качелях, играть в мяч, разговаривать с другими детьми всех возрастов. Игровые площадки необходимы для физического, социального, эмоционального и познавательного развития детей.

Самая первая детская площадка появилась в России в 1894 году в Санкт-Петербурге. И некоторое время на ней даже работали экскурсоводы, а для входа нужно было зарегистрироваться. К началу Первой мировой войны число таких площадок в стране выросло до сотни. Если бы современный ребёнок увидел те первые площадки, он мог бы удивиться и даже … разочароваться. Ведь привычные сегодня карусели и качели были атрибутами ярмарок, песочницы создавались на бульварах, а спортивные объекты считались нежелательными и даже опасными для детей. Поэтому игровая площадка состояла из деревянного выкрашенного сарайчика для хранения игрушек и инвентаря, нескольких лавочек и стола. Дело в том, что поначалу это место наделялось в большей степени педагогическими функциями. За детьми следили воспитатели: организовывали игры, занимались с детьми спортом или рукоделием, читали вслух.

Уже в советское время после введения в 1931 году норм ГТО на площадках начали ставить турники, брусья, конструкции для балансирования. В это время к данным территориям в целом стали относиться более централизованно: выпускали сборники с чертежами и описаниями каруселей, горок и читален, создавали проекты типовых лавочек и оград, которые, впрочем, неоднократно менялись.

После Великой Отечественной войны хорошо оборудованных детских площадок с качелями, горками, песочницами стало больше. Возможно, что опыт их создания был позаимствован в Западной Европе в 1944-1945 гг. или у союзников. В оформлении площадок начинают появляться сказочные образы и национальная романтика.

В наши дни детские игровые площадки, расположенные в разных уголках Санкт-Петербурга, многообразны. Они сочетают игровые и спортивные зоны. Оформлены в разных стилевых решениях. В городе можно увидеть тематические площадки: «Петербург», «Московский Кремль», «Космос», «Русские сказки» и пр. Город Пушкин, входящий в Санкт-Петербург, не исключение. Одна из любимых и востребованных детьми и родителями площадка, оформленная в сказочном стиле,  находится по адресу Детскосельский бульвар, д. 1. Здесь поселилось множество персонажей из народных литературных произведений: и богатырь, и лиса, и Баба Яга.

А может ли подобная игровая площадка стать местом обретения ребенком нового образовательного опыта? Несомненно. Эти «сказочные» объекты городской среды можно и нужно использовать в образовательном процессе.

В качестве примера приведем опыт использования в образовательном процессе ресурса указанной выше детской площадки. Данная культурная практика проводилась в средней группе (дети 4-5 лет). Ее цель – формирование у детей представления о человеческих ценностях (добродетелях) через знакомство с персонажами сказок, представленных в городской среде. 

Работа осуществлялась в три этапа: первый – подготовительный (проходил в группе ДОУ), второй – городской (в формате семейной прогулки по городу), третий – итогово-рефлексивный (опять проходил в группе ДОУ).

Подготовительный этап. Педагог, обращаясь к опыту детей, напомнил им о семейных прогулках по городу, которые они совершают с родителями. Предложил посмотреть презентацию (рассмотреть иллюстрации из книг), на которой изображены герои знаменитых сказок, и узнать их. В рамках организованной беседы  дети размышляли о том, где ещё можно увидеть сказочных персонажей. Есть ли они в нашем городе? Завершался разговор творческим процессом: воспитанники рисовали или разукрашивали заготовки героев сказок (на выбор: критерий – любимый сказочный герой). Выполняя рисунок, дошкольники рассказывали о том, каким характером обладает их любимый герой.  

Городской этап. Далее детям было предложено погулять вместе с родителями по городу Пушкину и побывать в самом сказочном его месте.

Прогулка осуществлялась семьями воспитанников в выходной день. Для удобства родителям выдавался специальный лист с описанием задания на исследование данного пространства:

Уважаемые дети и взрослые, приглашаем вас отправиться в небольшое путешествие на одну из игровых детских площадок г. Пушкина, расположенную по адресу Детскосельский бульвар, д. 1.

  • Оказавшись на площадке, рассмотрите ее вместе с ребенком. Обсудите с ним, во что здесь можно поиграть. Используйте площадку по прямому назначению – поиграйте здесь.
  • Обратите внимание ребенка на оформление площадки. Обсудите, что необычного в убранстве площадки можно найти.
  • Рассмотрите вместе с ребенком находящуюся здесь скульптуру. Порассуждайте совместно, что связывает всех персонажей. Попросите ребенка определить, герои каких сказок здесь собрались.
  • Предложите ребенку рассмотреть каждого сказочного персонажа отдельно. Обсудите, какими чертами характера наделили скульптур каждого из представленных персонажей. Попросите ребенка обосновать свои выводы.
  • Сделайте фото ребенка на память со сказочным героем, которого ребенок назвал «самым добрым»; с героем, которого ребенок назвал «самым смелым»; с героем, которого ребенок назвал «самым сильным», а также с тем, кто понравился ребенку больше всего.

Итогово-рефлексивный этап. Подведение итогов семейного путешествия. Педагог просит детей поделиться новыми знаниями и фотографиями.

Благодаря сказкам, представленным в городском пространстве, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Ведь в каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного – зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Литература

  1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. – М., 1988.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1988.
  3. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Психология дошкольника. – М., 2002.
  4. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Литература в школе. – 1992. – № 1.

Фотографии объектов детского исследования (часть скульптур)