Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников

Большакова С. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 25 комбинированного вида

В соответствии с ФГОС ДО  основная цель речевого развития – это развитие свободного общения  взрослых и детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

 Таким проектом стал для детей и педагогов нашей группы «Посткроссинг». Что же это за проект?

ПОСТКРОССИНГ – это международный проект по обмену почтовыми открытками. 

В нашем случае это переписка более широкого обмена информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок. На уровне педагогов это обмен презентациями, видеороликами, печатными материалами  о месте своего проживания, истории, традиций малых народов и т. д.  А мы осуществляли переписку с детскими садами таких республик, как Саха (Якутия) – детский сад из поселка Туора-Кюель;  Бурятия –детский сад из поселка Горхон;  Калмыкия – детский сад из поселка Малые Дербеты, Карелия – детский сад города Петрозаводск. Также мы переписывались с педагогами и детьми из Москвы, Саратова, Перми, Челябинска, Златоуста, Донецка Ростовской области, города Бутурлиновка Воронежской области, деревни Кузнецы Павловопосадского района, поселка Мирный из Крыма…

Мы открытки шлем друзьям,
Почтальон письмо приносит.
Эта дружба с перепиской
Называется «посткроссинг».
                        С. Большакова 

Цель проекта: осуществление общественно-значимой деятельности, направленной на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живем,  посредством почтовой переписки.

Задачи проекта

  • Активизировать познавательную инициативу.
  • Заложить у детей основы географических знаний, используя проект «Посткроссинг», игровые коммуникативные  и компьютерные технологии.
  • Формировать у детей чувство единства нации путем взаимодействия с дошкольниками, живущими в разных уголках России.
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их культуре и традициям.
  • Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию познавательной деятельности дошкольников.
  • Привлекать родителей к активному участию в проекте (оказание помощи в составлении рассказов, подборе иллюстративного материала, обогащения РППС).

Формы работы по развитию речевой деятельности дошкольников:  

  • беседы,
  • просмотр презентаций,
  • составление творческих рассказов о достопримечательностях Санкт-Петербурга и Пушкина,
  • ситуации общения при получении писем и бандеролей,
  • дидактические игры,
  • речевые игры,
  • экскурсии с родителями.

Формы работы по развитию познавательной деятельности дошкольников:

  • рассказы воспитателя об истории родного города, его достопримечательностях и архитектурных сооружениях;
  • беседы с просмотром презентаций о городах и поселках, с которыми ведется переписка;
  • восприятие творческих рассказов о достопримечательностях родного города с последующим обсуждением;
  • дидактические игры;
  • экскурсии;
  • экспериментально-исследовательская деятельность;
  • рассматривание иллюстраций в книгах и обсуждение.

Развитие творческой деятельности дошкольников посредством  проекта «Посткроссинг»

Творческая деятельность дошкольников – это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Все дети любят творить. Например, в рисунке ребенок способен передать очень многое – свои мысли, эмоции, а также познания об окружающем мире. Спонтанно родился мини-проект   в проекте   «Сказки и игры малых народов». Мы нашли и распечатали сказки народов Якутии, Бурятии, Калмыкии. Знакомили детей с литературным творчеством малых народов, рисовали по сказкам и отправляли свои работы друзьям по проекту. Выучили народные игры этих республик и играли в них на прогулке.

Теперь ежегодно принимаем  участие в акции «Бессмертная эскадрилья», организованной пермяками еще в 2016 году (не принимали участия только в 2020 году по причине всеобщего карантина).

Результаты проекта:

  • расширились представления детей о родной стране, ее географии;
  • расширились представлений о родном городе;
  • обогатился словарный запас;
  • повысился уровень развития монологической и диалогической речи;
  • повысился уровень развития внимания, мышления, памяти;
  • у детей сформировано эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира, гордость за свой город, за свою огромную Родину;
  • повысился уровень развития умения  использования различных материалов  и средств изобразительной деятельности.

Слышите вы звонкий смех?
Кто смеётся громче всех?
Кто рисует и поёт,
Переписку кто ведёт

 С ребятишками России
 Городов, что нет красивей?
…Пусть растёт число друзей –
Будет больше новостей!
Н. Попова   г. Ростов-на-Дону