Белосеркович Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 5
Медведева Н. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 5
Сабирова И. М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 5
Семья и детский сад – это партнеры, которые сегодня стремятся к единой цели – развитию личности ребенка. Одним из способов вовлечения родителей в партнерские отношения является семейный досуг, в том числе в формате городских исследовательских путешествий и прогулок. В этом случае педагоги детского сада разрабатывают семейные образовательные маршруты и предлагают заинтересованным родителям реализовать их в рамках выходного дня. Пользу от такой работы получают все участники образовательных отношений: ребенок расширяет свои знания и совершенствует умение исследовать окружающий мир; родители – поддерживают своего ребенка в развитии, укрепляют отношения внутри семьи; педагоги – реализуют содержание базовых образовательных программ, по которым работает детский сад.
Исследовать в городе можно все: природные и культурные объекты, достопримечательности и типовые постройки, памятники старины и новостройки. Но «тело» любого города составляют, прежде всего, дома.
Дома бывают разные:
Высокие и низкие.
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные…
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
(Е. Куц)
Дома бывают разные не только по внешнему виду, но и по назначению. С давних времён люди, начав строить, стремились определить главные качества, которым должно соответствовать любое строение: это назначение, прочность, красота. Все здания строятся для человека, для удовлетворения различных его потребностей – их размеры, особенности строения, украшения определяются назначением.
Для дошкольника важно уметь различать здания по назначению. И часто внешний вид здания, а также его внутреннее устройство может сказать о его социальном назначении. Например: наличие на здании куполов помогают нам понять, что это церковь, а наличие больших окон и размещенных на здании афиш, что это театр и т.д.
В качестве примера исследовательского семейного маршрута приведем путешествие «Домик для Буратино и его друзей». Выбор героя путешествия (Буратино) связан с тем, что в Пушкинском районе жил и творил автор произведения «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстой.
Данный досуг проводится в пространстве города Пушкина, где наряду с современными сохранились и исторические здания. Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда ребёнок сам может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь с его интерьером, внешним окружением, может дать полноценное представление о сооружении.
Адресная группа семейного городского путешествия: дети старшей и подготовительной группы и родители.
Идея маршрута: дом как отражение его функций.
Проблемный вопрос маршрута: можно ли по внешнему виду и внутреннему обустройству дома определить его предназначение?
Цель путешествия: создать условия для ознакомления детей с архитектурой зданий и их функциональной принадлежностью.
Задачи:
- помочь дошкольникам увидеть в хорошо знакомых объектах новое и неизвестное;
- развить умение ориентироваться в пространстве по упрощенной картосхеме;
- заложить основы исследовательской культуры (умение рассматривать, делать выводы на основе наблюдений и пр.);
- развивать у детей речевую активность, умение рассуждать;
- закрепить знания о правилах безопасного и корректного поведения в городском пространстве.
- воспитывать интерес к истории города Пушкина.
Предварительная работа.
- Чтение сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого.
- Беседа с детьми о дружбе.
- Чтение энциклопедий, рассматривание альбомов по истории города, архитектуре.
- Краткое ознакомление с историей возникновения города Пушкина.
Семейный досуг в городском пространстве
Далее дети и родители отправлялись путешествовать по городу, используя следующий маршрутный лист:
«Уважаемые друзья, а знаете ли вы, что в 2021 году исполнилось 85 лет сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»? Эта сказка была написана в Царском Селе, где тогда жил А. Толстой на ул. Пролетарская (ныне ул. Церковная). Мы предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие по улицам города Пушкина. «Зачем?»- спросите вы. Представьте, что герои произведения А. Толстого «Золотой ключик» решили поселиться в нашем городе. В каких бы зданиях города Пушкина они могли бы побывать? Выясните это. А помогут вам герои сказки Буратино, Мальвина и Пьеро.
Итак, в путь!
- Ваш путь следования отмечен на карте. Пройдите по этому пути. Найдите указанные дома.
- Рассмотрите дома.
- Исследуйте здания снаружи и по возможности внутри. Попробуйте понять, какие они? Из каких частей состоят? Сколько в них этажей, окон, дверей? Как эти дома украшены?
- Выясните, как служит то или иное увиденное здание сегодня? Узнайте, для чего эти дома строились изначально? Поменялось ли их назначение?
- Пофантазируйте, какой герой сказки о Золотом ключике мог бы оказаться в каждом из увиденных зданий и при каких условиях (обстоятельствах). Соедините линиями картинки из сказки с подходящими зданиями.
- Придя домой, пофантазируйте и придумайте свой дом для одного из героев сказки о Буратино, нарисуйте его и придумайте, для чего он предназначен.
Придумай свой дом, нарисуй его и реши, для чего он предназначен.
Информация для родителей.
«Вы живете в удивительном месте – Пушкине, городе с удивительными памятниками истории и культуры. Важной педагогической задачей, стоящей как перед ДОУ, так и перед родителями, является формирование у ребенка собственного эмоционально-ценностного отношение к нашему городу. А для этого необходимо, чтобы ребенок взглянул на место своей жизни с необычной точки зрения и смог бы оценить свой город с иных ценностно-смысловых позиций. Предлагаем вам вместе с ребенком совершить путешествие, в ходе которого ваш ребенок сможет узнать много нового о тех объектах, которые он видит каждый день и порою не обращает на них никакого внимания. Объекты для исследования были выбраны так, чтобы в них можно было войти внутрь. Возьмите с собой фотоаппарат и отправляйтесь в путь.
Начните свою прогулку от ресторана «Музей для друзей». В соответствии с картой дойдите до Дворца детского творчества, а затем отправьтесь к Дому молодежи.
Подойдя к каждому объекту, рассмотрите его. Спросите, что Ваш ребенок видит? Из каких частей состоит дом? Сколько в этом доме этажей, окон? Из какого материала сделан дом? Обсудите, что общего и в чем отличие этого здания от ранее увиденного? Можно зайти внутрь здания и рассмотреть его внутреннее обустройство. Порассуждайте, для чего предназначен этот дом? Почему вы так решили?
Подведение итогов семейного досуга в группе.
Итогом семейных путешествий стала выставки детских работ под названием «Дом для героев сказки» в группе детского сада. Ребята проводят друг для друга «экскурсию» по своим работам. Рассказывают о том, кому принадлежит дом, о назначении и его устройстве. В конце такого занятия-экскурсии из работ составляется макет улицы, и дети придумывают для неё название.
Литература
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. «Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб., 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).