Использование потенциала музея «Россия в Великой войне» в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации

Зайцева Е. В., старший воспитатель ГБДОУ № 5
Клишева Т. В., заведующий  ГБДОУ № 5

Одной из главных задач, стоящих сегодня перед дошкольными образовательными учреждениями, является воспитание ребенка в соответствии с государственными (общероссийскими) ценностями. Безусловно, главным в этом ряду ценностей является патриотизм, любовь к Родине. Приобщение детей к данному ценностному ориентиру напрямую связано с формированием у них представления о следующих морально-нравственных понятиях: «любовь к Родине», «забота о Родине», «служение Родине», «защита Родины», «мужество», «храбрость», «смелость» и пр.

Работа по формированию у дошкольников представлений о сущности указанных понятий не может проходить на абстрактном материале в силу возрастных психологических особенностей детей. Смысл и содержание указанных выше терминов необходимо раскрывать на конкретных наглядных образах. Поэтому одним из эффективных способов педагогической деятельности становятся прогулки-исследования, которые проводятся по экспозициям петербургских музеев.

В качестве примера одной из таких прогулок приведем  описание семейного образовательного досуга в музее «Россия в Великой войне», расположенном в Ратной палате г. Пушкина.

Участники музейной прогулки: дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Место прогулки в образовательном процессе: данная прогулка стала итогом работы по разделу «Петербургские диалоги» и «Петербургская память» программы «Город на ладошке» Е.Н. Коробковой, Н.Г. Шейко [2].  

Организация предварительной работы. В течение месяца проводилась работа по теме «Как город хранит память о войнах». Дети знакомились с историей нашей страны. Во время семейных городских прогулок выходного дня дошкольники изучали памятники Великой Отечественной войны и Первой мировой войны города Пушкина. По результатам этих прогулок представлялись рисунки дошкольников, фотографии, небольшие рассказы, записанные со слов детей.  В предварительной работе проводились беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций и мультимедийных презентаций об истории России, чтение художественных произведений: былин о русских богатырях, рассказов о русских героях, просмотр мультфильмов об Илье-Муромце и других былинных героях, чтение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»;  просмотр мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Музейная семейная исследовательская прогулка (Ратная палата)

Ведущая идея данной прогулки: в каждом городе нашей страны есть такие памятные места, посетив которые мы становимся сильнее и храбрее.

Цель данной прогулки (в рамках программы «Город на ладошке»): воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства уверенности в себе, своих силах; формирование патриотических чувств – уважения и гордости за русских воинов, защищавших нашу Родину.

Организация музейной семейной прогулки

Каждой семье выдавался маршрутный лист, который помогал детям и взрослым организовать исследование городского пространства. Маршрутный лист выглядел следующим образом:

Семейная прогулка  к Ратной палате города Пушкина

Уважаемые друзья, помните ли вы сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Кто из героев хотел  получить немного смелости? Где он стал храбрым?

В нашем городе  Пушкине тоже есть такие места. Одно из них находится в Александровском парке и называется Ратная палата. Предлагаем вам отправиться в это удивительное место и вернуться оттуда храбрыми и сильными.

  1. Посетите Ратную палату города Пушкина.
  2. Найдите предметы, которые наиболее вас заинтересовали, расскажите почему? Для чего они были предназначены? Как служили людям?
  3. Сделайте вывод: о ком или о чем рассказывает этот музей? Какими были люди, которым он посвящен?
  4. Придя домой, зарисуйте свои впечатления.

Информация для родителей.

Важная педагогическая задача, стоящая как перед ДОУ, так и перед родителями, – это  воспитание  у детей осознанного  отношения  к своему будущему, уверенности в своих силах и возможностях. В нашем городе есть такие места, которые способствуют решению этой задачи. Одним из них является Ратная Палата (музей первой мировой войны).

Начните свою прогулку от пересечения Фермской дороги и Дворцовой улицы. Двигаясь по Фермской дороге, вы окажетесь перед красивым зданием с зелеными крышами. Подойдя к зданию, внимательно рассмотрите его вместе с ребенком, обратите внимание на крепкие стены и ворота. Что вы видите на центральной стене здания? (Герб России – двуглавый орёл, на  его  груди изображён  всадник, пронзающий змея). Какая фигура венчает шпиль на башне? Также двуглавый орел. Объясните ребенку название этого здания: ратная – воинская, палата – дворец. На что похоже это здание? (на маленькую крепость).

Рассматриваем, как оформлен вход в музей (в виде крыльца). Заходите в помещение музея. Рассмотрите билетную кассу и гардероб, приобретите билет и оставьте верхнюю одежду в гардеробе.

Войдите в основной зал. Предложите ребенку рассмотреть его, обратите внимание на самолет, висящий под куполом зала. Нужна ли смелость, чтобы летать на нем? Предложите ребенку представить себя летчиком за штурвалом такого самолета. Для чего его могли использовать в период военных действий?

Осмотрите музейную экспозицию. Обратите внимание на предметы, которые могут  заинтересовать ребенка. Вероятнее всего мальчиков заинтересует  оружие, девочек – экспозиция, посвященная работе врачей и медицинских сестер в годы войны. Рассмотрите эти и другие предметы,  визуально исследуйте их вместе с ребенком, обращая внимание на самые мелкие детали. Выскажите свои предположения о предназначении этих вещей во время боевых действий, об их хозяевах. Обратите внимание на таблички, которые сопровождают предметы. Прочитайте их ребенку.

Подойдите к галерее Георгиевских кавалеров. Расскажите ребенку об истории возникновения георгиевской ленточки. Рассмотрите портреты героев. Отметьте, что нужно было быть очень храбрым и отважным, чтобы получить такую почетную награду. Расскажите о том, что всегда русские воины защищали свою родную страну, проявляя героизм и смелость (Георгиевская лента учреждена Екатериной Второй для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленных в мужественных поступках или мудрых советах. Название лента получила от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырёхконечной золотой звездой. Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Однако чёрный и жёлтый цвета, собственно, лишь воспроизводят цвета государственного герба – чёрный двуглавый орёл на золотом фоне. Позднее в годы Великой Отечественной войны за мужество и героизм личного состава, проявленные при защите Отечества, присваивалось почётное звание «гвардейская», «гвардейский», таким образом георгиевская ленточка стала гвардейской.

Такая ленточка прилагалась к различным советским наградам, например, к одной из самых массовых медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945» и к  ордену Славы всех степеней.)

Попросите  ребенка поделиться впечатлениями о музее? Что ему больше всего понравилось? Предложите дома раскрасить силуэт самолета, который он видел в музее.

Подведение итогов семейной прогулки в группе детского сада

Педагог спрашивает у детей,  что значит быть храбрым? Кого можно назвать храбрым человеком? Считают ли они себя храбрыми и почему? Было ли в вашей жизни какое-либо событие, которое сделало вас храбрее? Как вы думаете, что нужно для того, чтобы научиться храбрости? Есть ли в вашей жизни люди, рядом с которыми вы никогда ничего не боитесь?

Педагог напомнил детям об одной из последних прогулок, на которой они посетили с родителями музей Первой Мировой войны Ратную палату. С помощью мультимедийной техники на большом экране он демонстрирует слайд с фотографией здания. Педагог предлагает обсудить возможные варианты, почему это здание так названо. Уточняет понятие «рать», «ратный», «палата».

Педагог предлагает детям поделиться своими впечатлениями: что особенно им понравилось в музее? Какие экспонаты привлекли внимание? На мультимедийной презентации демонстрируются фотографии музейных экспонатов, сделанных ими в музее, следуют рассказы дошкольников об увиденном в Ратной палате.

На экран педагог выводит слайд – фотографию Галереи георгиевских кавалеров. (Приложение № 2). Педагог с детьми обсуждают, кому вручались эти награды раньше, кому вручаются сейчас. Взрослый напоминает слова великого полководца А. В. Суворова: «Храброго пуля боится, храброго штык не берет». Обсуждается смысл этого высказывания.

Воспитатель спрашивает, похожи ли храбрые воины на былинных богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. При необходимости рассматривается картина Васнецова «Богатыри». Говорит о том, что храбрым может быть и не только физически сильный человек, но и любой человек, который не боится преодолеть свои страхи.

Затем педагог просит детей нарисовать портрет храбреца  таким, каким они себе его представляют. Это может быть даже их собственный портрет.

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
  2. Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. «Культурно-образовательная программа для дошкольных учреждений «Город на ладошке» с методическими рекомендациями. – СПб., 2011.
  3. «От рождения до школы» – Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.