Как говорить с детьми о прошлом

Из опыта использования экспозиции Историко-литературного музея города Пушкина в культурном просвещении дошкольников

 Рожкова А. Д.,  воспитатель ГБДОУ детский сад № 5

В наше время дети дошкольного возраста мыслят наглядно, образно, и освоение прошлого у них идет через современные предметы. Эти предметы являются частью культурного пространства и имеют три уровня значений: утилитарное (практические функции предмета), художественное (предмет как образ, результат творческой деятельности человека) и символическое (предмет как символ, опознавательный знак определенной культуры). Проще всего дети дошкольного возраста понимаются практические (утилитарные) функции вещей: они знают или могут предположить,  зачем нужна та или иная вещь, в каких случаях и как ею можно пользоваться. А вот другие уровни культурных значений нередко ускользают от внимания воспитанников ДОУ. Но именно художественное и символическое значение, которое придает человек вещи, делают ее значимой с духовной (ценностной) точки зрения. Обращение внимания дошкольников на указанные стороны вещей позволяет формировать у воспитанников ценностное отношение к окружающему миру. Ребенок, понимающий в чем состоит значимость того или иного бытового предмета, не будет его ломать и разбивать.

Естественной потребностью любого ребенка является изучение предметного мира. Для того чтобы дети понимали и бережно относились к обычным вещам и предметам, педагогу следует выстроить целостную работу. В рамках такой педагогической деятельности важно, чтобы в поле зрения ребенка попадали самые разнообразные бытовые предметы, которыми он пользуется в реальной жизни. Их исследование, сопоставление с аналогами из прошлого и настоящего позволяет не только расширить знания детей о предназначении этих объектов, но и содействует осмыслению детьми художественной и символической значимости обычных бытовых предметов и вещей.

Как известно, местами хранения и экспонирования предметов, являющихся свидетелями иных времен и культур, является музей. Музей позволяет детям увидеть предметы, являющиеся «прабабушками» и «прадедушками» современных вещей-аналогов. Их сопоставление, сравнение позволяет ребенку быстрее догадаться об утилитарной и символической природе вещи.

 Но чтобы этот процесс произошел, необходимо, чтобы ребенок сам увидел вещи в контексте музейной экспозиции. Именно поэтому в ДОУ № 5 Пушкинского района был разработан цикл занятий по  экспозициям  Историко-Литературного музея г. Пушкина, в рамках которых дети знакомились с миром обычных вещей.  Одна из музейных прогулок называлась «Как много ручек!»

Данное музейное исследование было направлено на изучение письменных предметов разных времен. Дети в наше время привыкли видеть одинаковые, ничем не примечательные  ручки, которые есть у каждого человека. В ходе музейного путешествия дошкольники увидели, что раньше все ручки были разными, потому что были сделаны в небольших или единичных экземплярах. Миссия музейного посещения – развитие у детей старшего дошкольного возраста представления о многообразии функций письменных предметов, их различиях, понимания того, как обычная ручка может отображать человека и его профессию (род занятия).

Музейная прогулка проводилась в форме семейного досуга индивидуально каждой семьей в выходной день. Во время семейной прогулки родителям и детям предлагается посетить Историко-литературный музей города Пушкина, который находится в одном из самых старых зданий города, возведенном в 1820-1821 годах по проекту архитектора В.П. Стасова. В 70-80 годах в музее появились первые краеведческие экспозиции, которые легли в основу музея. До 2002 года наш музей являлся Пушкинским краеведческим музеем, затем стал Историко-литературным музеем города Пушкина. В настоящее время музей насчитывает свыше 25 000 предметов основного и научно-вспомогательного фондов, разделённых на коллекции документов, фотографий, редкой книги, графики, быта, нумизматики, живописи и скульптуры. Хранителями ведется работа по изучению и научному описанию музейных коллекций.

Сегодня в музее открыты следующие экспозиции:

  1. «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…» (Поэты Серебряного века в Царском Селе).
  2. «Юные разведчики (скауты) в Царском Селе. История организации».
  3. «Города Пушкин и Павловск в годы Великой Отечественной войны».
  4. «История пожарной охраны Царского Села – города Пушкина».
  5. «Прогулки по идеальному городу».
  6. «Царскосельский трактир» (бытовая экспозиция).

Именно в этих экспозициях детям и их родителям и было предложено найти как можно больше различных видов пишущих предметов – ручек.

Адресная группа: воспитанники 5-6 лет (старшая, подготовительная группа) и их родители.

Целью семейной прогулки является формирование у детей бережного отношения к вещам, представления о различиях письменных предметов.

Проблемный вопрос, который задавался детям и их родителям: что может ручка рассказать о своем владельце?

Оборудования и материалы: маршрутный лист, телефон или фотоаппарат.

Ход семейной музейной прогулки:

Родителям и воспитанникам предлагается посетить Историко-литературный музей города Пушкина, используя  маршрутный лист:

Уважаемые родители!

Предлагаю Вам и Вашему ребенку совершить путешествие в Историко-литературный музей города Пушкина, что находится на Леонтьевской улице в  доме 28, в поисках письменных принадлежностей  . Здесь вместе с детьми вам предстоит собрать коллекцию фотографий пишущих ручек, которые вы найдете в ходе путешествия. Для путешествия не забудьте с собой взять телефон или фотоаппарат.

  1. Ваш путь следования начнется в холле историко-литературного музея, где нужно приобрести билет для осмотра экспозиций (принимается только наличный расчет либо электронный билет, купленный через сайт музея). После приобретения билета проходите на третий этаж, где  сразу же войдете в экспозицию «Прогулки по идеальному городу», посвященную уникальной истории Царского Села. Рассмотрите с ребенком экспонаты, пусть ребенок найдет письменные принадлежности. Внимательно рассмотрев их, задайте ребенку вопросы: «Что это за письменные принадлежности, для чего они нужны? Человеку с какой профессией они могли бы принадлежать?»
    Не забудьте сделать фотографию первых найденных письменных принадлежностей.
  2. На этаже есть экспозиция «Города Пушкин и Павловск в годы Великой Отечественной войны», куда предлагаем вам перейти. Предложите ребенку найти ручку-вставочку, которая в годы войны принадлежала некой Любанской. Внимательно рассмотрев ее, сделайте фотографию на память и продвигайтесь дальше.
  3. Закончив осмотр экспозиции, спускайтесь на второй этаж, где вашему взору откроется экспозиция «Юные разведчики в Царском Селе. История организации». Среди многих интересных экспонатов спрятались письменные принадлежности юных разведчиков. Подобно юному скауту предлагаю их найти. Когда ребенок рассмотрит экспонаты, пусть ответит на вопросы: «Как хранили письменные принадлежности юные разведчики в те времена? Что могли записывать с их помощью?» Не забудьте сделать фотографию.
  4. Далее предлагаем посетить экспозицию «Образование», которая имеет прямое отношение к письменным приборам. «Здесь можно увидеть, чем писали лицеисты и гимназисты 19 века. Пусть ребенок внимательно рассмотрит все ручки и расскажет, чем они отличаются от тех ручек, которые он видел сегодня в музее, и тех, какими пишут в наше время. Сделав фотографию, движемся дальше.
  5. Закончить наше путешествие предлагаю в зале со статуей девочки, пусть ребенок попробует сам найти ее. Найдя ее, вы попадаете в экспозицию «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Поэты Серебряного века». Здесь и затерялись последние экспонаты для нашей коллекции фотографий. Пройдя по залу, предложите ребенку найти витрины с письменными принадлежностями. Внимательно рассмотрев ручки и другие предметы, спросите ребенка: «Как он думает, кто владел этими ручками? Мужчины это или женщины? Чем они занимались?»  После того как ребенок ответит на эти вопросы, расскажите ему, что владелец ручки с витрины, находящейся слева от него, был поэтом и звали его Дмитрий Иосифович Кленовский. А на витрине справа находятся вещи преподавателя математики Ивана Матвеевича Травчетова. Сделав фотографии ребенка на фоне витрин, предлагаю завершить поиски письменных принадлежностей.
  6. Дома пусть ребенок пофантазирует и нарисует ту ручку, какой бы он сам хотел с удовольствием писать.

Семейная музейная прогулка дала возможность познакомиться с различными видами письменных принадлежностей. Дети приобрели опыт в исследовательской деятельности в музее. Для них был интересным поход в музей, где они сами искали предметы для своей коллекции фотографий. Своими впечатлениями дети поделились в беседе с воспитателем и сверстниками, проявили свои эмоции в  выставке рисунков своих ручек и коллажей из фотографий найденных письменных предметов в музее.

Список литературы:

  1. Интернет ресурс: http://ilmp.ru/?page_id=2819
  2. Интернет ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-pismennih-prinadlezhnostey-2787040.html