Токаревских Н.А., методист ГБОУ школы № 297
На ребёнка надо смотреть не как на ученика,
а как на маленького искателя истины:
опираться на собственный опыт ребёнка;
обучать в действии;
побуждать к наблюдению и экспериментированию.
Константин Николаевич Вентцель
Для современной педагогики весьма актуален вопрос: «Как воспитывать и учить детей?», если большой процент нынешних дошколят приходят в 1-ый класс с низким уровнем готовности к школе и соответственно при этом:
- слабую мотивацию к обучению;
- низкий уровень познавательной активности;
- «инфантилизацию», как отставание общего развития от биологического возраста;
- низкий уровень обучаемости;
- синдром дефицита внимания;
- гиперактивность.
Как сделать учащегося начальной школы полноправным членом школьного сообщества? Как предупредить нежелательные эмоции и недопустимое поведение в процессе адаптации ученика при переходе из начальной в среднюю школу?
Так как этот процесс не может быть стихийным и нуждается во вдумчивой разработке и планомерном управлении, в нашем образовательном учреждении разрабатываются разнообразные методы воспитания и обучения.
В рамках воспитательной программы ГБОУ школы № 297 разработана система планомерного знакомства учащихся 1-4 классов со старшей школой, ее предметами, учителями, обучающимися.
Регулярным стало введение в игровые программы команд учащихся 5-9 классов учеников начальной школы. Ребята-старшеклассники берут «шефство» над первоклассниками, а малыши на практике познают правила командной работы.
В постоянную практику школы введена игра по станциям для учащихся начальной школы «Школа мастеров». В игре принимают участие команды 1-2 классов.
Ребятам предстоит пройти станции, символизирующие науки, изучаемые в старшей школе, многое узнать, многому научиться. На станции «Игровая» волонтеры первичной организации РДШ обучают учащихся начальной школы играм, в которые любили играть их бабушки и дедушки. В эти игры ребята потом играют на переменах и на занятиях групп продленного дня.
На станции «Мастерская» под руководством учителя технологии Саморая В.А. ученики 1-2 классов узнают о назначении столярных и слесарных инструментов, учатся вязать узлы и метко стрелять в цель.
На станции «Охрана безопасности жизнедеятельности» учитель ОБЖ школы Ермилов С.В. знакомит участников игры со средствами индивидуальной защиты и с тренажерами для первой помощи и электронными наглядными пособиями.
Работа с малышами требует повышенного внимания к здоровьесберегающим технологиям в жизни школы. Поэтому в программу «Путешествий по школе Мастеров» введена станция «Танцевальная» под руководством педагога ОДОД Галлямовой Г.И. и участниц творческого объединения «Ансамбль танца “Фестиваль”». Здесь команды начальной школы знакомятся с элементами современных и народных танцев, учатся быстро восстанавливаться после физических нагрузок.
Самое интересное для учащихся начальной школы – это экскурсии в кабинеты истории, биологии, физики. Именно на таких экскурсиях в нашей школе продолжается системная работа знакомства учащихся начальных классов со старшей школой.
Целью данных мероприятий служит знакомство младших школьников с такими школьными дисциплинами, как, например, «Биология» и объектами её изучения. Задача учителя – вызвать интерес к данной дисциплине.
Ребята знают, что слово БИОЛОГИЯ, составлено из греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука, учение; она рассказывает об удивительном растительном и животном мире, окружающем каждого из нас.
Такие экскурсии проходят в виде интересного и увлекательного путешествия. Ребята внимательно слушают рассказ учителя о живущем в кабинете биологии семействе насекомых-палочников, об обитателях аквариума, о школьных черепахах, слушают звуки моря в настоящих морских раковинах. Малыши узнают, что такое микроскопы и каково их назначение, знакомятся с микромиром и наблюдают в микроскоп за простейшими организмами.
Учителям старшей школы хочется рассказать младшим школьникам во время экскурсии много интересного и удивительного. Впереди наших первоклассников ждут новые встречи и новые знакомства!